Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в среду прибыл в Киргизию, чтобы наряду с лидерами России и Китая участвовать в саммите организации государств региона. В этой организации видят опору для противодействия интересам США в стратегически важной области - Средней Азии, богатой месторождениями энергоносителей.
Соединенные Штаты, имеющие в Киргизии военно-воздушную базу, пристально следят за этим саммитом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который пройдет в этот четверг. Помимо России и Китая, в ШОС входят четыре бывшие среднеазиатские республики СССР.
ШОС была создана 11 лет назад для решения проблем религиозного экстремизма и охраны границ в Средней Азии. Китай и Россия предпринимают усилия для укрепления организации с тех самых пор, как американские военные после терактов 11 сентября 2001 года создали в Узбекистане и Киргизии военно-воздушные базы для поддержки антитеррористической кампании в соседнем Афганистане.
В последние годы к ШОС на правах наблюдателей присоединились Иран, Индия, Пакистан и Монголия, и эта организация перерастает в потенциально более широкий и могущественный блок, призванный противодействовать владычеству США в международной политической жизни. Ахмадинежад участвует в ежегодном саммите ШОС во второй раз. На прошлогодний он тоже приезжал.
На прошлогоднем саммите в Шанхае президент Ирана призвал ШОС сделаться "сильным, влиятельным экономическим, политическим и торговым институтом", который мог бы действовать с целью "предотвращения угроз, которые несут господствующие державы и их агрессивное вмешательство в дела всего мира".
Хотя в ШОС Ахмадинежада встречают радушно, вопрос о приеме Ирана в организацию в качестве полноправного члена в ближайшем будущем рассматриваться не будет, заметил Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике". "Прием Ирана в ШОС был бы воспринят как открытый вызов Соединенным Штатам, приглашение к конфронтации", - пояснил он.
Эта организация, государства-члены которой принадлежат к числу мировых лидеров по добыче и потреблению энергоносителей, начала также практиковать экономическое сотрудничество. Некий источник в кремлевской администрации, высказавшись, как обычно, на условиях анонимности, сообщил, что на саммите в четверг руководители планируют обсудить проект создания энергетического клуба ШОС.
Еще один знак того, что ШОС намеревается оказать влияние на рынки энергоносителей, - это участие в бишкекском саммите президента Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедова. По объемам добычи природного газа его страна занимает среди бывших республик СССР второе место, после России.
Туркмения не входит в ШОС, так что на саммите Бердымухаммедов будет присутствовать в качестве гостя.
По пути в Бишкек Ахмадинежад сделал остановку в Туркмении, чтобы встретиться с Бердымухаммедовым.
На этой неделе президента Туркмении также посетил Дэниэл Салливан, заместитель госсекретаря США по вопросам экономики, энергетики и бизнеса. Соединенные Штаты хотят, чтобы Туркмения поддержала проект прокладки газопровода по дну Каспийского моря, в обход контролируемых Россией экспортных путей.
Но самой безотлагательной проблемой для Вашингтона является судьба его военной базы в Бишкеке. Соседний Узбекистан выставил американские войска за порог в 2005 году, после того, как ШОС призвала Соединенные Штаты наметить дату окончательного вывода их войск с баз в Киргизии и Узбекистане.
Заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Денисов сказал, что ШОС по-прежнему возражает против продления присутствия американского контингента в Средней Азии. "Эта позиция остается в силе", - сказал он в интервью, опубликованном в среду газетой "Время новостей".
Денисов также потребовал воздержаться от попыток вбить клин между государствами Средней Азии и Россией.
Заместитель госсекретаря США Ричард Баучер сказал во время своего визита в Бишкек в июне, что наличие там американской воздушной базы - это вопрос, касающийся двусторонних отношений между США и Киргизией, а не "тема для обсуждения Шанхайской организацией сотрудничества".
Накануне саммита министр иностранных дел Киргизии Эднан Карабаев дал понять, что его страна не стремится закрыть американскую базу, отметив, что она играет важную роль в деле восстановления Афганистана.
Россия тоже имеет в Киргизии свою военную базу.
После саммита лидеры всех шести государств-членов: президент России Владимир Путин, президент Китая Ху Цзиньтао, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Узбекистана Ислам Каримов, президент Таджикистана Эмомали Рахмонов и президент Киргизии Курманбек Бакиев - отправятся в Россию, чтобы наблюдать за совместными военными учениями.
В антитеррористических учениях в пятницу в Челябинской области в Западной Сибири будут задействованы около 6 тыс. военнослужащих и несколько десятков российских и китайских самолетов и вертолетов.
В саммите также участвуют президент Монголии Намбарын Энхбаяр, министр иностранных дел Пакистана Хушид Касури и министр нефти и природного газа промышленности Индии Мурли Деора. Президент Афганистана Хамид Карзай будет присутствовать на встрече в качестве гостя.
Для Киргизии - обнищавшего государства в горах, население которого составляет 5 млн человек - саммит станет одним из крупнейших международных мероприятий в ее истории. Меры безопасности осуществляют более 5 тыс. полицейских. Некоторые из них, одетые в нарядные белые кители, выстроились вдоль главных улиц, украшенных портретами лидеров ШОС.