В прошедшие выходные немцы отметили 50-ю годовщину строительства Берлинской стены, пишет The Times в редакционной статье. Эта преграда просуществовала не дольше, чем тирания, границы которой она обозначала, но оставленные ею шрамы нужно помнить.
"Восстания, которые привели к триумфальному сносу стены, вместе с крахом восточноевропейского коммунизма в 1989 году свидетельствуют, прежде всего, о стойкости человеческого духа в трудных условиях. Но еще, пусть и более прозаично, они демонстрирует важность того, чтобы несправедливость была названа своим именем", - говорится в статье.
"Берлинская стена была не просто физическим ограждением, разделявшим народ, и даже не наглядным средством угнетения Восточной Германии и символом холодной войны. Для целого поколения она была самым осязаемым символом бюрократии в системе, распространенной в большей части света на протяжении большей части прошлого века", - пишет издание.
Берлинская стена являлась символом тирании и империализма, говорится в статье, и ее падение вызвало подлинную радость среди немцев. Но холодная война стала таким очевидным фактом международных отношений, что для многих стена означала кое-что еще: тщетность идеологического конфликта и необходимость дипломатического преодоления недоверия.