Поход за продуктами в выходные ? новая цель семейной прогулки. С тех пор, как в конце августа открылась автостоянка на 2700 мест, по субботам и воскресеньям она почти всегда переполнена. Приходится потолкаться, чтобы пройти с тележкой, а воскресным вечером прилавки уже пусты.
"Ошан ? это супер!", восторгается 50-летняя домохозяйка Оля, купившая свежей семги по 130 рублей за кило.
Боевые действия в разгаре. Торговые гиганты взялись за покорение Москвы, успешно завершив кампанию в Польше, где 13 международных корпораций ведут борьбу за рынок. Группа Auchan, первой в российской столице начавшая широко использовать систему торговых скидок, должна открыть второй магазин площадью в 16000 кв. метров. Первый магазин уже открыт ею в среду 18 декабря в торговом центре, который будет крупнейшим в Восточной Европе.
"Mega"? так называется центр ? включает в себя магазин Ikea, большой магазин по продаже электроприборов и электронной техники, магазин спортивных товаров, Auchan, комплекс кинозалов и 220 бутиков. Проект, за который фирма Ikea, курирующая всю операцию, получила кредит на сумму в 100 млн. долларов от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Занимая площадь в 170000 кв. метров, "Mega" сможет принимать 25 миллионов посетителей в год. В России такого еще не бывало.
"Нецивилизованная торговля". Россияне в основном делают покупки на рынках ? в небольших киосках, разбросанных по тротуарам, ? и на вещевых "ярмарках", располагающихся на стадионах, вокзалах, в подземных переходах. Половину покупок москвичи делают в этих местах "нецивилизованной торговли", как выразился один из чиновников, работающих в данной сфере. Мэр считает это недопустимым: Юрий Лужков решил покончить с этой формой торговли ? она не приносит поступлений в казну и портит образ столицы, которую он хочет видеть "западной". Рынки, большинство из которых контролируют кавказцы, власти закрывают один за другим. Что касается киосков, то если в 1996 году их было 50000, сегодня их осталось лишь 5000.
Борьба с торговлей под открытым небом шла бы еще успешнее, если бы ее можно было сразу заменять "цивилизованными пространствами". Подводить итоги еще рано. В 90-х годах появились торговые галереи, но для большинства москвичей они недоступны и в них редко бывают супермаркеты. Конечно, турецкой группе "Раменка" удалось за пять лет открыть сеть магазинов под названием "Рамстор" (по словам специалиста, "помеси супермаркета с гипермаркетом"), но другие крупные магазины почти все рассчитаны на высоко обеспеченных клиентов. Один из них, "Седьмой Континент", только что объявил, что будет стремиться привлечь клиентов с еще более высокой покупательной способностью.
Рынок в 12 миллионов жителей (считая пригородную зону) еще предстоит завоевать. "Сейчас в Москве насчитывается 10 гипермаркетов, а места имеются для 70", ? считает Максим Карбасников, начальник отдела торговых площадей Jones Lang LaSalle ? фирмы, участвовавшей в открытии многочисленных торговых центров. Проектов очень много. Самые крупные из них располагаются вокруг МКАД. Областной губернатор планирует построить здесь 20 торговых центров.
Начав три месяца назад битву за торговые скидки в гипермаркете, Auchan празднует новоселье. Сеть магазинов Careffour должна была стать первой. Дважды ей это едва не удавалось и дважды она отказывалась от своего проекта ? сначала из-за российского кризиса (в августе 1998 года), потом из-за аргентинского. В выигрыше оказался Auchan, подтвердивший странное правило: трудность не в том, чтобы продать, а в том, чтобы купить. "Российские поставщики еще не научились поставлять нам товар в нужное время и в нужный час", ? утверждает представитель торговой сети.
Наблюдатели считают, что магазин "заполнен лишь на 60%" из-за неспособности поставщиков обеспечивать товаром крупные торговые предприятия. "Главное в нашей работе ? это покупать", ? соглашается Феликс Стетой, вице-президент по коммуникациям и брэндовой политике "Пятерочки" ? сети, открывшей по всей России за три года 132 небольших магазинов, торгующих со скидкой. Его фирма, говорит он, совершенно не боится наплыва иностранных предприятий, таких как Spar, Mеtro или Auchan. "В России ? такой огромный рынок, что настоящей конкуренции просто нет".