Крепко сбитый парламентарий-националист важно прошествовал мимо телевизионщиков, столпившихся около его офиса. Еще недавно Дмитрий Рогозин с радостью ухватился бы за возможность попасть в телеэфир. Но только не сейчас - не после того, как его блок "Родина" поднялся на волне российского патриотизма и разочарования в прозападных реформах и добился впечатляющих результатов на парламентских выборах, состоявшихся на прошлой неделе. И теперь не он просит эфира, а за ним охотятся телекамеры.
"Господин Рогозин! - выкрикивает один репортер. - Что бы вы изменили в российской конституции?"
Рогозин на секунду задумывается, его массивная рука уже начала открывать дверь в просторный офис. Он отвечает, не поворачивая головы: "Всё!"
Вот поистине опьяняющий момент для 40-летнего Рогозина, депутата-ветерана, который до сего момента никак не мог добиться национальной поддержки для своей позиции: "Россия - великая держава". Три месяца назад ему пришлось обратиться за разрешением на формирование политической партии для участия в думских выборах к самому Путину. Путин согласился, поскольку его помощники увидели в "Родине" возможность отобрать голоса у традиционного оппонента Кремля - Коммунистической партии Российской Федерации.
Этот план сработал даже слишком хорошо, кремлевские стратеги не могли предугадать, что "Родина" станет независимой политической силой. Популистские слоганы "Родины" о возвращении России русским и богатства - народу обращены к миллионам россиян, которые во всех проблемах прошедшего десятилетия винят все прозападное, пролиберальное, продемократическое и дружественное бизнесу.
В своем манифесте, опубликованном в августе, Рогозин призывал взглянуть наконец на Запад с абсолютным равнодушием, поскольку он России не учитель, а россияне не ученики. "У России есть три союзника: ее армия, ее военно-морской флот и ее стратегические ракетные силы", - писал он.
"Родина" получила 9,1% голосов, выйдя, таким образом, в ходе выборов на четвертое место. Доминировала пропутинская партия "Единая Россия", получившая 37%. "Родина" апеллировала к русским, отвернувшимся от ксенофобской риторики крайне правого лидера Владимира Жириновского, чья партия финишировала третьей с 11,6% голосов.
"Родина" могла бы показать и более высокие результаты, если бы Кремль не запретил ее кандидатам появляться на подконтрольных государству телеканалах в последние две недели кампании. Этот запрет последовал за осознанием в Кремле того факта, что он породил монстра: Рогозин, талантливый оратор, побил все остальные партии во время транслировавшегося в конце ноября телешоу - об этом свидетельствовали результаты опроса общественного мнения, проводившегося в прямом эфире.
"Они показывали нас по телевизору до тех пор, пока не поняли, что нам все удается, - заявил Рогозин в интервью. - На честных выборах мы получили бы 15-16%. Мы выиграем следующие выборы".
Рогозин пересыпает свои жесткие заявления заверениями, что он поддерживает Путина - "патриота России номер 1". Также он говорит, что хотел бы работать в его правительстве.
По словам аналитиков, Рогозин не посмеет перечить линии Кремля до тех пор, пока за Путиным будет сохраняться 80-процентный рейтинг поддержки. Россияне любят Путина за то, что он вернул стране стабильность, хотя многие граждане уже устали от реформ. Этот парадокс означает, что Путин может продолжить свою прозападную внешнюю и экономическую политику, несмотря на успех националистических партий, отказывающих бизнесу в поддержке.
"Курс этих людей - это не то, что пытался делать Путин, - отмечает Майкл Макфул, специалист по России из Стэнфордского университета. - Они настроены гораздо более антиамерикански и антизападно, чем Путин. Но в то же время они настроены пропутински".
В это время, говорят Макфул и другие аналитики, вряд ли можно говорить об опасности объединения сил Рогозина и Жириновского (которые являются давними противниками) с целью создания крупного правого блока. В условиях "управляемой демократии" Путина партия Жириновского всегда голосовала так, как хотел Кремль. И все же прохождение "Родины" в Думу при том, что две главные прозападные партии не прошли на выборах, вызывает озабоченность Вашингтона в связи с возможностью "изменения направления процесса реформ и открытости для интеграции с Западом", заявил высокопоставленный американский дипломат в Москве на прошлой неделе.
37 мест в Думе, полученных "Родиной", отойдут к таким воинственным оппонентам Запада, как, например, генерал в отставке Валентин Варенников, лидер августовского заговора 1991 года против Михаила Горбачева и его пролиберальных реформ. Другой депутат от "Родины", Сергей Бабурин привел с собой кандидатов, имеющих тесные связи с российскими неонацистами, которые были исключены из блока только тогда, когда более умеренные члены выступили с угрозой покинуть блок.
Гуру-экономист "Родины" Сергей Глазьев заявил в понедельник, что Россия должна пересмотреть итоги приватизации 1990-х, в результате которой в стране появилось несколько миллиардеров и миллионы нищих. Он добавил, что крупный бизнес, которому разрешат выжить, должен будет выплатить огромные налоги, чтобы компенсировать нажитое за последнее десятилетие. Его замечания вызвали шок в бизнес-сообществе, которое так и не оправилось от октябрьского ареста самого богатого российского магната Михаила Ходорковского. Однако подобные речи находят отклик у избирателей: они считают Ходорковского и его прозападных сторонников главной причиной бед России.
"Они все отвратительны, - говорит 23-летний Алексей Оборнев, водитель одной из московских западных компаний, имея в виду либеральных российских лидеров. - Я голосовал за "Родину", потому что она - за Россию".
Рогозин, служивший председателем комитета по иностранным делам в старом парламенте, сравнивает свой блок с европейскими социал-демократическими партиями или с левым крылом Демократической партии США. Однако его действия вызывают тревогу на Западе и в бывших советских республиках.
Он выступил соавтором законопроекта, согласно которому в России должна быть введена уголовная ответственность за гомосексуализм. Это попытка восстановить закон советской эпохи, который Россия отменила, вступив в Совет Европы в 1996 году. Рогозин выступил также с требованием, чтобы Россия покинула Совет, когда там предложили создать международный трибунал для расследования нарушений прав человека в Чечне.