Он был одним из самых жестоких тиранов в истории Востока. В то время как народ голодал, Саддам и его клика наслаждались роскошью. В каждом из многочисленных дворцов кухня работала ежедневно - на случай, если прибудет вождь. Кто не исполнял его пожеланий, того пытали - или убивали.
Слугам в дворцах Саддама Хусейна скучать не приходилось никогда. У иракского диктатора было 78 "президентских резиденций". "Четыре раза в день в каждом дворце готовилась еда, так как никто не знал, когда сюда пожалует вождь", - рассказывает Марван K., иракский инженер, который до прошлого года работал на Саддама, а сейчас проживает поблизости от Бейрута.
В городском дворце "Радвания" в Багдаде наряду с казармами для президентской гвардии имелась собственная электростанция, аварийный электрогенератор, очистные сооружения, собственная бойня и огороды.
Саддам и его клан любили роскошь и не скрывали этого. Его резиденции были для него "важными символами престижа", рассказывает сбежавший в США инженер-строитель Интифад Канбар. При дворцах и жилых комплексах рангом пониже имелись искусственные водоемы, по несколько бассейнов и огромные вольеры для птиц, которых свозили сюда со всего света.
При строительстве этих великолепных зданий деньги лились рекой. С момента окончания войны в Заливе в 1991 году иракское правительство, по расчетам ООН, израсходовало от 1,5 до 2,2 млрд долларов на возведение новых дворцов или реставрацию пострадавших резиденций.
У иракского же народа денег не было. Средняя зарплата служащего составляла 4 тысячи динаров - при этом цыпленок-гриль стоил пять тысяч. Например, в бедном квартале Саддам-сити, районе Багдада, населенном по большей части шиитами, смертность среди грудных детей была непомерно высока.
Население страдало от санкций ООН, а саддамовская элита продолжала жить в свое удовольствие. Богатым оставался лишь клан, окружавший диктатора, наживаясь на нелегальной торговле нефтью, контрабанде сигарет и на поставках продуктов и медикаментов на черный рынок.
Каким бы важным фактором Саддам ни считал свои дворцы - в большинстве из них он практически не жил. В некоторых зданиях, например, в самом большом дворце в Джабаль-Макхуль на северо-западе от Багдада или в великолепном ансамбле в его родном городе Тикрите, президента иногда не видели неделями.
Обычно Саддам проживал в "Радвании" - огромном дворцовом комплексе из 360 зданий, расположенном на площади в 24 кв. км. Посетители чувствовали себя там как в сказке из "Тысячи и одной ночи". Во всех зданиях были мраморные ванны, испанские золотые водопроводные краны, золотые полотенцесушители и мыльницы.
Удей гулял до восхода солнца
"На первом этаже мы насчитали 105 помещений, - рассказывал американский майор Тодд Смит, после того как он после окончания войны побывал в одном из гигантских дворцов Саддама. - А всего в здании три этажа". С потолков там свисали тяжелые хрустальные люстры, цветочный орнамент на полу в вестибюле был выложен из разноцветного мрамора.
Изысканность вкуса Саддама была заметна и в спальне. Войска США при обыске одного небольшого городского дома натолкнулись на парадную комнату с ковровым покрытием цвета морской волны на полу и кроватью, стоящей в алькове. Две зеркальные стены оптически увеличивали комнату.
Однако взгляды солдат приковало к себе роскошное полотно, на котором была изображена обнаженная блондинка, преследуемая зеленым монстром, похожим на крокодила. На помощь к ней примчался усатый герой (Саддам?) и напал на чудовище.
На другом полотне была изображена прикованная к скале в пустыне женщина, которую острыми когтями терзал дракон. В баре этого дома американцы обнаружили итальянские красные вина 20-летней выдержки, дорогой коньяк и шотландское виски.
Своим богатством охотно хвастался также сын Саддама Удей. Он предпочитал проводить время в своем яхт-клубе "Джадрия" неподалеку от центра Багдада. В большом восьмиугольном зале Удей устраивал танцы, которые часто переходили в оргии.
Вечеринки обычно начинались около двух часов ночи и заканчивались после восхода солнца. Сын Саддама любил стоять у одного из пяти каминов в окружении доступных женщин и сподвижников. Разговаривая, он опасно поигрывал каминными щипцами, которые иногда неожиданно бросал под ноги кому-нибудь из своих собеседников. Тот, кто не смеялся над этой шуткой, мог оказаться следующим. Поэтому в яхт-клубе много смеялись - и много страдали.
Его гости должны были напиваться
Сам Удей выпивал лишь немного виски, зато от своих же гостей требовал, чтобы те напивались. Женщины для Удея были отдельной темой. Специальный человек, Али Сахар, должен был ежедневно доставлять сыну Саддама женщин, внешне похожих на тех, которых Удей видел в интернете.
Если какая-то из них не отвечала его вкусам, ее в лучшем случае изгоняли - однако могли и отрезать язык. То же самое случилось и с Али Сахаром за четыре месяца до свержения режима Саддама.
Но слабостью Удея были не только женщины, но еще и автомобили. В его гараже стояли "феррари", "бентли", "мазерати", "ламборгини", "мерседесы", БМВ, "порши". Несколько лет Марван K. отвечал за роскошные автомобили Удея.
Неблагодарная работа. По несколько раз в день Удей наведывался в гараж, он постоянно звонил, менял свои планы. Вдруг за час до выезда он требовал не красный "феррари", а голубой, который не эксплуатировался несколько месяцев.
Если что-либо не соответствовало желаниям Удея, Марван K. и его сотрудники подвергались наказанию: им сбривали волосы, а однажды Удей прогнал его со словами: "Иди в тюрьму и научись быть вежливым".