Отсутствие администрации Буша на учредительном саммите Восточноазиатского сообщества (ВАС) в Куала-Лумпуре в Малайзии настолько бессмысленно, что говорит о своего рода дефиците геополитического внимания. Движущей силой формирования новой группы, которая включает 10 стран АСЕАН плюс Китай, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и Индия, стал малазийский премьер-министр Махатхир Мохамад, который открыто выступил за исключение США из нового азиатского клуба. А Пекин был счастлив занять сторону авторитарного малазийского лидера.
Они намеревались сформировать региональную организацию, которая имела бы некоторые черты самодостаточности, свойственные ЕС, но без присущего ЕС чрезмерного упора на демократические практики и стандарты соблюдения прав человека. Другой целью было не пустить в этот клуб американцев с их вызывающей раздражение страстью читать нотации азиатским автократам о законности, томящихся в застенках диссидентах и подавлении свободы слова.
Наряду с этой программой малазийцы и китайцы также хотели бы не пустить на саммит Восточноазиатского сообщества Австралию и Новую Зеландию. Но перспектива исключения этих стран вызвала недовольство тех государств Восточной Азии, которые с тревогой относятся к росту экономического и дипломатического влияния Китая. В итоге им разрешили поучаствовать после того, как Австралия и Новая Зеландия согласились подписать Договор о мире и сотрудничестве от 1976 года, в котором 16 стран региона обещают урегулировать диспуты без применения силы и не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Последнее условие являет собой гарантию, к которой так давно стремились Махатхир и его союзники-единомышленники в Пекине - обет молчания по поводу их нарушений прав человека.
США предложили шанс подписать этот договор лишь в последнюю минуту, и этот жест был сделан с целью утихомирить тех членов организации, которые, опасаясь китайского господства, настояли на включении Индии, Австралии и Новой Зеландии и, кроме того, хотели бы сбалансировать позицию Китая, пригласив Россию и ЕС. США отказались от этого запоздалого предложения.
Российский президент Владимир Путин принял участие в саммите в качестве наблюдателя и произнес речь, в которой подчеркнул желание Кремля, крупного поставщика нефти и газа в Азию, вступить в Восточноазиатское сообщество. Его активное участие как нельзя лучше оттеняет то, что мог и должен был сделать Вашингтон. Пусть новый региональный клуб охвачен раздорами, как между Японией и Китаем, пусть он начинается как простая говорильня, но США обязаны проявлять интерес к идущей там дискуссии. В Азии Америка имеет огромные интересы в сфере экономики и безопасности, да и Азия нуждается в стабилизирующем влиянии Америки и ее экономическом сотрудничестве.