Сегодня газета Corriere della Sera публикует статью Гарри Каспарова о ситуации с демократией в России.
2 марта 2008 года, напоминает автор, в России президентом был избран Дмитрий Медведев. На настоящих выборах избиратели могут делать выбор и реально влиять на результат. 2 марта этого не произошло. Но самое худшее, по мнению автора, случилось на следующий день: мировые лидеры признали мошеннический приход к власти Медведева. Таким образом, были сняты последние препятствия на пути Путина: США и ЕС согласились с самыми абсурдными фикциями, лишь бы избежать конфликтов.
То, что произойдет в 2009 году и в дальнейшем, пишет Каспаров, будет зависеть от желания мира способствовать возвращению демократии в Россию. Не может быть демократии, пока законодательную и исполнительную власть держит в своих руках один человек. Путин взял под прицел СМИ; политические неправительственные организации и оппозиционные партии практически лишены возможности действовать. А в 2006 году Путин принял драконовский "Закон об экстремизме", который с тех пор применяется против мирных демонстрантов, журналистов, всех, кто показывает хотя бы каплю несогласия.
"Мы, представители оппозиции, - заявляет Каспаров, - с волнением ждали, что весь остальной мир скажет на возвращение откровенного деспотизма в России. Мы думали, что лидеры свободного мира выступят с суровой критикой, особенно после того, как России было позволено присоединиться к G7 и к Путину стали относиться как к демократу, такому же, как они сами".
Апогеем фиктивной демократии и безнаказанности Путина Каспаров называет вторжение российских войск в Грузию в августе этого года. У Путина, по его словам, не было повода опасаться реакции Запада. Он понял, что может применять на мировой арене методы родного КГБ. Истинная катастрофа произошла 3 марта 2008 года, когда мировое сообщество получило последнюю возможность забить тревогу по поводу диктатуры Путина, возможность твердо заявить о важности демократии. Выборы тогда не были важны - была важна реакция мира.