Введение в эксплуатацию газопровода, соединяющего Туркмению, Узбекистан и Казахстан с Китаем, освободило газодобывающие республики Центральной Азии от российской опеки в вопросе экспорта своего товара и позволило им расширить список покупателей, пишет Le Monde.
Теперь выбор "Газпрома" ограничен, отмечает издание. "Опасность для "Газпрома" в следующем: если спрос на газ в Европе и на внутреннем российском рынке резко вырастет в последующие годы, компания не сможет прибегнуть к центральноазиатским резервам: они уже, вероятно, будут в Китае, - приводит издание мнение аналитика Криса Вифера. - Китайский интерес к газу из Центральной Азии заставляет "Газпром" активизировать крупные проекты, в частности разработку ямальских месторождений".
Для России, подчеркивает корреспондент Мари Жего, получение Китаем прямого доступа к туркменским и прикаспийским запасам - плохая новость, хотя в настоящий момент из-за снижения мирового спроса "Газпрому" не нужен туркменский газ для обеспечения поставок в Европу. Соглашение о строительстве газопровода было достигнуто на фоне конфликта с "Газпромом": в апреле туркменский лидер обвинил компанию в организации взрыва на трубопроводе, связывающем Туркмению и Россию. Для трех центральноазиатских республик, пострадавших от экономического кризиса и испытывающих сложности в отношениях с "Газпромом", китайские инвестиции пришлись как нельзя кстати, отмечает издание.