В связи с недавним решением большого жюри не предъявлять обвинение белому полицейскому, застрелившему невооруженного черного подростка Майкла Брауна в Фергюсоне (штат Миссури), американская правозащитница Анджела Дэвис заявила в интервью журналисту The Guardian Стюарту Джеффрису, что "история этого расистского насилия так обширна, что одно лишь привлечение к суду отдельного человека не поколеблет всю расистскую систему". Профессор, активистка за права заключенных, феминистка и революционерка, ныне 70-летняя Дэвис была в конце 60-х-начале 70-х годов бунтаркой, бросающей вызов обществу, а ее неукротимая натура и знаменитая прическа сделали ее кумиром афроамериканцев, феминисток и всех, у кого был радикальный настрой, говорится в статье.
Дэвис выросла в городе Бирмингем (штат Алабама), где во время борьбы за гражданские права на афроамериканцев натравливали собак и пытались их раздавить на лошадях. "Я выросла в те времена, когда в ответ на межрасовую дискуссионную группу, в которой я участвовала, подожгли церковь, где мы проводили дискуссии", - вспоминает она сама в разговоре с изданием. Ныне, в связи со случаем в Фергюсоне, Дэвис заявила газете: "Существует сплошная линия насилия со стороны полиции в США, которая возвращает нас во времена рабства, к последствиям рабства - возникновению Ку-клукс-клана".
Позднее Дэвис была связана с афроамериканской леворадикальной организацией "Черные пантеры". Президент Ричард Никсон назвал ее террористкой, пишет автор, "когда она была в числе десяти самых разыскиваемых ФБР людей и скрывалась от так называемого правосудия". Дэвис арестовали и обвинили в заговоре с целью похищения и убийства, однако на процессе в 1972 году ее оправдали, говорится в статье.
Дэвис - также ветеран коммунистического движения в США: она дважды баллотировалась на пост вице-президента Коммунистической партии США в 1980-е годы, говорится в статье. Неудивительно, что ныне она симпатизирует движению Occupy, в чьих палаточных лагерях она не раз выступала в 2011 году. "Они не всегда знали, к чему они стремились, но они знали, что они противостояли капитализму", - заявила она в интервью газете. По словам правозащитницы, "в демонстрациях в Фергюсоне чувствуется влияние движения Occupy, т.к. они признают, что дело не только в требовании осуждения одного отдельного копа, но также и в признании связи между расистским насилием и машиной по извлечению выгоды".
По словам Дэвис, "ключевой чертой расового угнетения является то, что она и другие левые интеллектуалы называют "тюремным промышленным комплексом": бросающийся в глаза, хотя и негласный союз капитализма и государства, расистского по своей структуре". "Массовая переполненность тюрем цветными людьми в целом в США приводит к отсутствию доступа к демократическим практикам и свободам, - поясняет активистка. - Ведь заключенные не могут голосовать, как это не могут делать и бывшие заключенные во многих штатах, людей не берут на работу, если у них есть судимость".
Когда Дэвис спрашивают, почему белые полицейские, которые пристреливают чернокожих парней, не должны садиться в тюрьму, она отстаивает свою позицию, заявляя, что институт тюрьмы "только воспроизводит проблему, которую он якобы решает", пишет автор. "У нее нет ответов на то, какая есть альтернатива этому тюремному промышленному комплексу", - говорится в статье. "Я не думаю, что есть готовый ответ, но я хочу, чтобы мы над этим задумались".