"Западные аналитические центры и информационные агентства обеспокоены российскими действиями, сочетающими в себе традиционные шпионские техники с новыми пропагандистскими баталиями в социальных сетях. Сторонники России говорят, что это можно понять", - пишет журналистка Le Figaro Лора Мандевиль.
"После ельцинской эпохи сотрудничества с Западом путинская Россия, считающая, что расширение НАТО и Евросоюза до ее границ наносит ей потери, вернулась к тактике лобового столкновения. Даже если она афиширует свою волю к официальному "партнерству", она все равно опять принимается за активное создание открытых и тайных сетей по всему континенту, как описывают две французские книги, посвященные этой теме - "Русская Франция" Николя Энена и "Сети Кремля во Франции" Сесиль Весье", - говорится в статье.
"Битва против радикального ислама и кризис идентичности, через который проходит Европа, позволили Путину позиционировать себя в качестве геополитической альтернативы и защитника христианских ценностей. Этот образ действий обеспечил ему появление надежных союзников в популистских крайне правых партиях, таких как французский "Национальный фронт", и даже в рядах более умеренных формирований, таких как партия "Республиканцы", где появилась "пропутинская" фракция, в частности вокруг Франсуа Фийона, во имя возвращения к принципу политического равновесия. Как и многие другие эксперты, бывший министр обороны Польши Радослав Сикорский усматривает в подобном российском активизме стремление разделить Европу и США, чтобы стать великим распорядителем европейской игры", - считает Мандевиль.
"Сторонники России говорят, что это можно понять. Но западные аналитические центры и информационные агентства обеспокоены российскими действиями, которые проявляют себя повсюду, сочетая традиционные шпионские техники с новейшими пропагандистскими баталиями в социальных сетях. Несколько дней назад немецкие спецслужбы выразили свою обеспокоенность перед лицом хакерских операций, проведенных Москвой в отношении Германии. Депутат ХДС опасается возможного повторения в Берлине того, что произошло в Вашингтоне во время американской избирательной кампании (Меркель представляется последним оплотом для противостояния Путину по вопросу санкций). "Как мы подробно описываем в нашем недавнем отчете по наблюдению за онлайн-операциями более 7 тыс. российских аккаунтов, армия кремлевских троллей заполонила всемирную сеть, распространяя дезинформацию, призванную подорвать доверие к избирательной системе", - уверяют Клинт Ватс и Андрей Вейсбурд, два исследователя и специалиста по киберпространству из Университета Джорджа Вашингтона", - говорится в статье.
"Эти операции влияния являются составной частью российской военной доктрины, по данным отчета Атлантического совета - американского неправительственного аналитического центра. Этот отчет, озаглавленный "Троянские кони Кремля", цитирует начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации Валерия Герасимова, когда он описывает новый "асимметричный и непрямой" метод, включающий манипуляцию информацией. По мнению историка Франсуазы Том, эксперта по России, "современный активизм характеризуется тем, что он стремится не только защитить интересы России, но также изменить западные общества изнутри", развивая в них релятивизм по отношению к основным принципам демократии. "Стратегия предварительного завоевания", - тревожно отмечает она. Западные либеральные ценности - свободные СМИ, плюрализм мнений, открытость - становятся объектом для эксплуатации их уязвимости, с тем чтобы развивать представление об "альтернативной реальности", где правда - лишь дело тех или иных интересов. Такой принцип заставил бы содрогнуться Солженицына, но в мире, где "интернет-тролль" оказывается столь же приемлемым, как самый информированный эксперт, Россия действует без риска", - рассуждает автор статьи.
"Эксперт Атлантического совета Алина Полякова отмечает, что техники влияния сначала были протестированы на бывших странах-сателлитах России, прежде чем были внедрены в Центральной Европе, где Москва располагает множеством посредников в высших политических и экономических сферах, как это проявилось в Венгрии, и не так давно в Молдавии и Болгарии, где пророссийские власти снова оказались у дел после многолетней верности атлантистским убеждениям", - продолжает автор.
"Паникерство, преобладающее сегодня, не совсем разделяет политолог Жан-Робер Равьо. По его мнению, если "пропутинская сеть существует во Франции, то она главным образом экономическая и проходит через франко-российскую Торговую палату, с которой депутат Тьерри Мариани, радушно принятый в Москве и являющийся сторонником признания аннексии Крыма, очень тесно связан". В остальном он не видит "настоящей сети", полагая, что российские усилия не столь хорошо "организованны". Равьо доходит до идеи о том, что российский проект с "Национальным фронтом" никак не соединен с продуманной стратегией Москвы - удивительное мнение, в то время как "Национальный фронт" пользовался кредитами российских банков, а Ле Пен выступает за выход из НАТО и за военный альянс с Россией", - комментирует автор.
"Николя Энен в своей книге высказывает противоположное мнение. Он повествует о том, что российские спецслужбы расценивают Францию как "самое слабое звено Европы", как место, куда следует снова инвестировать в шпионаж. Французские спецслужбы встревожились и собрались составить экспертное заключение по этим пресловутым российским сетям", - подытоживает Мандевиль.