Во избежание холодного мира Запад должен отказаться от политики холодной войны
Трудно поверить, что лишь в сентябре прошлого года президент Буш стоял рядом с российским президентом Владимиром Путиным в Кемп-Дэвиде и говорил: "Я уважаю видение России президентом Путиным". С тех пор все стало гораздо мрачнее.
В недавнем телефонном разговоре со своим российским коллегой президент выразил недовольство действиями России в Чечне и ее "неспособностью проводить демократические реформы". Американский посол в Москве в декабре публично говорил о "различии ценностей", о том, что последние шаги России "могут ограничить возможности для расширения нашего сотрудничества".
А когда в январе госсекретарь Колин Пауэлл посетил Россию, он опубликовал в "Известиях" статью, в которой осуждал Москву за нарушения прав человека в Чечне, усиление контроля над СМИ и арест бывшего генерального директора ЮКОСа Михаила Ходорковского.
Чтобы понять, почему Россия и США снова расходятся, необходимо осознать, насколько по-разному россияне и жители западного мира видят 1990-е годы. Запад считал это десятилетие временем освобождения и демократии в России. Западные наблюдатели полагали, что в конце концов Россия политически и экономически объединится с Европой.
Но для россиян это было десятилетие распада и невыполненных обещаний. В начале 1990-х Россия была унылым и политически репрессивным государством, но у нее был сильный средний класс и функционирующие государственные структуры. К концу десятилетия она была на грани провала. Россияне были рады возможности свободно высказываться, но они беспомощно наблюдали за тем, как распространяется преступность и другие социальные пороки, а экономика становится все менее стабильной.
Десятки миллионов россиян оказались нищими, поскольку правительство больше не могло выплачивать пенсии, а заводы не платили зарплаты из-за сбоев во внутренней торговле. Реформа цен привела к огромной инфляции и уничтожила личные сбережения.
Даже видя страдания россиян, многие западные эксперты почти не обращали на них внимания и убеждали Россию не изменять курсу на капитализм. Запад придерживался такой позиции до прорыва финансовой дамбы в августе 1998 года, когда российское правительство девальвировало рубль и приостановило выплаты по внешнему долгу.
Сегодня россияне считают этот катастрофический рубеж результатом построения демократии западного образца и следования западным советам. Нынешний период процветания они связывают с приходом Путина к власти.
На россиян успехи Путина производят впечатление. Выплачиваются долги по зарплатам и пенсиям. Рост заметен. В стране снова производятся товары широкого потребления. Россия выплатила значительную часть внешнего долга. И если высокие цены на нефть являются единственным фактором, изменившим долю россиян, ну и что? Россияне связывают имя Путина с этой переменой, указывая на рост ВВП и разумную налоговую политику, способствующую росту и оздоровлению финансовой политики.
Россияне довольны тем, что их страна снова стала крупным игроком во внешней политике и западные лидеры относятся к Путину серьезно, чего нельзя было сказать о его предшественнике Борисе Ельцине.
Однако есть повод для беспокойства по поводу многих поступков Путина. Он не выказывает намерения изменить политику жестокого подавления мусульманского населения Чечни. Он уничтожил хрупкую свободу прессы. Он продолжает проводить имперскую политику по отношению к соседним странам, что подрывает доверие к России в Европе. Запад обязан побуждать Путина к изменению курса, и есть конкретные шаги, которые можно предпринять.
Желание России, чтобы к ней относились как к западной державе дает странам Запада некоторые рычаги. Такое отношение и более тесные экономические и политические связи должны быть напрямую увязаны с приверженностью России демократическим реформам. Запад должен более четко сказать, насколько Европа готова интегрировать Россию с западными соседями. Примут ли Россию в НАТО, как предлагает Германия? Если нет, то какую роль в сфере безопасности Европа позволит играть демократической России?
Запад должен отойти от политики холодной войны. Силы НАТО до сих пор патрулируют российское побережье, как будто каждую минуту ждут начала войны, а 95% американского ядерного арсенала предназначено для уничтожения России. Конечно, мы говорим, что эти ракеты не наведены на Россию, но россияне знают, что изменить наведение ракет можно за несколько минут. Предлагаемые сокращения ядерных арсеналов за 10 лет так и не начали осуществлять.
Еще одной сферой сотрудничества с Россией может стать работа по укреплению безопасности и улучшению экономических перспектив стран, оказавшихся между расширяющимся ЕС и Россией. Пока неясно, смогут Грузия, Армения, Азербайджан, Украина, Молдавия и Белоруссия вступить в Евросоюз.
Многие из этих стран, отрезанных от крупных рынков, могут погрязнуть в нищете и стать источниками нестабильности и преступности. Однако США и Запад противятся любым попыткам России организовать экономическое пространство к востоку от ЕС. США и ЕС могут сотрудничать с Россией в выработке политики добрососедства, в рамках которой самая большая страна региона начнет относиться к соседям как к партнерам, а не как к вассалам.
Чтобы создать в России демократическое пространство, западные лидеры должны оказывать поддержку российским организациям, способствующим созданию гражданского общества. Американские и британские планы по сокращению помощи таким организациям необходимо пересмотреть.
Запад не может позволить прогнозам о холодном мире оправдаться. Сегодня избытка друзей в мире нет ни у Вашингтона, ни у Москвы. Новые враги никому не нужны.