На плакатах, расклеенных на домах в Гуш-Катифе, можно прочесть: "Не вырывай посаженное". В свое время эти слова были рефреном к песне, которую здесь распевали после эвакуации поселения Ямит на Синае в 1982 году - после заключения израильско-египетских мирных соглашений. Сегодня этот припев стал лозунгом...
"Бог даст, вырастет", - говорит Йоси, который руководит ватагой ребятишек, трудящихся под палящими лучами солнца. Несколько ямок уже вырыто, и детишки опускают в них молодые саженцы.
Ту Бишват (15-й день месяца Шеват) - это "праздник деревьев". Сельскохозяйственная символика совпадает с идеологической. "Они хотят выкорчевать нас отсюда, а мы сажаем!" - смеется Йоси. Праздник стихийно превращается в демонстрацию. "Скоро должен прибыть по крайней мере один автобус с нашими сторонниками, - говорит Авнер Шимони, председатель муниципального совета поселения Неве-Декалим. - В день, когда тот выступил со своим заявлением, здесь было 17 автобусов".
"Тот" - это Ариэль Шарон, объявивший недавно о своем намерении эвакуировать 17 поселений из района Гуш-Катиф.
Сторожевые вышки, бетонные заграждения и камуфляжные сетки. Гуш-Катиф - конгломерат поселений, расположенных в самом сердце сектора Газа, не хочет и слышать о заявлении премьер-министра, который не хотел оскорбить никого, но обидел всех.
"Сначала Газа! Этот лозунг мы слышим уже 30 лет, но пройдет еще 30 лет, а мы по-прежнему будем здесь! Еврейский народ сильнее, чем его руководители!" - говорит "переселенец" из Ямита.
По небу пролетают истребители. Поселения Гуш-Катифа патрулируют военные машины. Повсюду видны сторожевые вышки и бетонные заграждения, террасы палестинских домов, занятых израильскими солдатами, затянуты камуфляжными сетками. Таиландские рабочие строят теплицы. Работают здесь и палестинские каменщики, приехавшие из анклава Эль-Маваси.
У въезда в поселение Мораг висит плакат: "Тот, кто уберег нас от снарядов, убережет нас и от премьер-министра". "Тот" - в данном случае это, конечно, Бог. С начала интифады и до начала февраля на Гуш-Катиф упало около 4 тысяч снарядов. За этот же период здесь поселилось более 200 семей.
На центральной площади Неве-Декалим полно детских колясок. В толпе мы видим двух эфиопских матерей и трех рэперов, азиатского солдата (выходца из общины, живущей на границе Бирмы и Индии и признанной "еврейской"). Здесь же, в толпе, можно заметить группу хиппи с Западного берега. И нескольких "женщин в зеленом" - это националистический антипод пацифистскому движению "женщин в черном".
Это праздник национализма, замешанного на мессианстве. Молодежные майки и шапочки прославляют "Гуш-Катиф, песнь Израиля". В магазинах покупатели охотно берут камилавки, женские шапочки, зелень "без насекомых" (как того требует еврейский закон). Здесь же продается брошюрка на глянцевой бумаге, изданная генеральным советом поселений. Она гласит: "Мы здесь!"
Самые любопытные или отважные поселенцы покупают у иммигранта из Франции экстракты из лечебных растений, "приготовленные по рецептам Маймонида" (знаменитого еврейского врача XII века, который был также великим толкователем священных текстов). В уголке площади несколько мужчин усердно молятся...
"Бог не оставит свой народ". Повсюду видны лозунги: "Они хотят выселить евреев из их домов, они хотят корчевать, рушить", "В Нецариме Израиль победит", "Мы строим и сажаем. Шарон и Мофаз разрушают и корчуют", "Гуш-Катиф живет в моем сердце", "Пойдемте гулять, не бойтесь!"
Заместитель министра образования Цви Хендель (крайне правый) повторяет свою излюбленную формулу: "Чем больше следственных дел открывается против Шарона, тем больше поселений эвакуируется..."
За сценой молча наблюдает раввин Моше Левингер. С тех пор как в 1975 году он попытался основать поселение Алон-Море (к востоку от Наблуса), его считают духовным отцом колонизации палестинских территорий. Барух Марзель, один из самых фанатичных ультранационалистов, тоже здесь.
Стоящий рядом грузовичок тоже весь расписан лозунгами, не оставляющими сомнений в убеждениях его владельца: "Кахане был прав!", "Хеврон наш. Навсегда!", "Мессия, сын Давидов - единственное решение!", "Всему, что замышляется против Израиля, не суждено сбыться! Бог не оставит свой народ и не допустит, чтобы его наследие было пущено по ветру!"
Надя Маттар, лидер "Женщин в зеленом", зажигает толпу: "Правительство принимает аморальные решения, касающиеся земли Израиля". Она перечисляет названия израильских городов "зеленой линии", представители которых собрались на площади: "Мы все - поселенцы! Мы здесь навсегда. Народ Израиля иногда похож на засыхающее дерево, но стоит пойти первому дождю, и на ветках снова появляются листья".
Пока в Неве-Декалим проходит митинг, в Кфар-Дароме лидеры Национальной религиозной партии готовятся к церемонии посадки молодых деревьев. Несколько человек с винтовкой за спиной или с пистолетом в кобуре роют ямы. На домах висят плакаты: "Народ Израиля жив", "Держаться - вопреки всему!"
Эфи Эйтам, лидер Национальной религиозной партии и министр строительства, с удовольствием фотографируется с саженцем в руках: "Для нас земля - это не грязь!" Что он думает о решении Шарона оставить Газу? "Момент настал: мы сделаем все, чтобы этого не случилось, - говорит он. - Вы хотите, чтобы в Хан-Юнесе и Рафахе палестинцы стреляли в воздух от радости, видя, как бульдозеры сносят еврейский поселок?"