В 1987 году советский лидер Михаил Горбачев и президент США Рональд Рейган подписали договор о ядерных силах среднего радиуса действия, уничтожавший 2692 ядерные ракеты среднего радиуса действия, включая вселяющие страх американские Pershing и советские SS-20. Это был один из решающих моментов в продвижении к окончанию холодной войны.
Вчера высокопоставленный российский генерал пригрозил односторонним выходом из договора по РСМД и напрямую связал этот шаг с планами США развернуть компоненты своей будущей системы противоракетной обороны в Польше и Чехии.
В минувшие выходные российский президент Владимир Путин подверг резкой критике перевооружение США и приближение НАТО к границам его страны. Это также звучит как зловещее возвращение подходов времен холодной войны.
Нет сомнений, что Россия сильно расстроена американскими планами ПРО. Американские посланники челноками курсируют в Москву, стремясь заверить ее, что планы направлены не против России, а скорее против новых источников ядерного распространения. Не только это, но и сама система остаются неподтвержденными. Но Путин и его военное командование решили, что они не готовы поверить этим аргументам.
"То, что сегодня американцы делают, создавая третий позиционный район ПРО в Европе, не поддается никакому объяснению", - заявил начальник Генерального штаба Юрий Балуевский.
Но реакция России кажется такой же необъяснимой. Возможно, это попытка настроить общественное мнение в Польше и Чехии, а также в большей части Западной Европы против планов США.
Кажется несерьезным и маловероятным то, что Москва захочет вернуться к миллиардным затратам на ядерные ракеты для противодействия несуществующей угрозе.
В прошлую субботу в Мюнхене Путин использовал другие доводы против договора. Он заявил, что, хотя Россия и США договорились не производить ядерные ракеты среднего радиуса действия, многие другие страны либо разрабатывают, либо уже имеют их.
Он назвал КНДР, Южную Корею, Индию, Иран, Пакистан и Израиль и добавил, что в такой обстановке Россия должна думать об обеспечении собственной безопасности.
Действительно, Россия географически гораздо ближе ко многим из этих стран, чем США. Но в пределах досягаемости в действительности находятся только КНДР и Иран, если у последнего будут ядерные боеголовки.
"Что касается этой группы, иранские ракеты, конечно, могут долететь до российских городов, - говорит Марк Фицпатрик, старший научный сотрудник по нераспространению в лондонском Международном институте стратегических исследований. - Иран разрабатывает ракеты дальнего радиуса действия, причем на основе российской технологии".
Возможно, по этой причине ядерные намерения Ирана огорчают Путина сильнее, чем он признает публично. Но это не объясняет внезапную угрозу выйти из договора 1987 года.
Судя по заявлениям Путина в Мюнхене, он действительно обеспокоен отсутствием прежних рамок разоружения, установленных в годы холодной войны. Нет единого мнения о том, как реформировать и расширять договор о ядерном нераспространении в свете того, что Израиль, Индия, Пакистан, КНДР и, возможно, Иран скоро получат боеголовки, находясь за пределами договора.
"Россия, похоже, обеспокоена тем, что контроль над вооружениями стоит на месте, - полагает высокопоставленный аналитик НАТО. - Но администрацию Буша это не волнует. У нее другие приоритеты".
Это одна версия. Другая более амбициозна: не хочет ли Путин купить часть американской системы ПРО? Рейган когда-то предлагал такой вариант Горбачеву, слишком гордому, чтобы согласиться. Но зрелище Китая, запустившего ракету, которая убивает спутники, потрясло Москву не меньше, чем Вашингтон. Прикрываясь резкими словами, российский президент, возможно, на самом деле хочет заключить соглашение.