Премьер региона, обвиняемый в нарушениях прав человека, становится и.о. президента в преддверии выборов
В четверг президент Владимир Путин снял с должности президента Чечни, расчистив путь к высшему посту этой южной республики Рамзану Кадырову, премьер-министру Чечни. Кадырова, чья фигура вызывает неоднозначные оценки, обвиняют в серьезных нарушениях прав человека в стремлении утихомирить разоренный войной регион.
В преддверии выборов Путин назначил Кадырова исполняющим обязанности президента. Многие аналитики ожидают, что на выборах молодой союзник Кремля столкнется лишь с символической и робкой оппозицией. Дата выборов еще не установлена, и российские чиновники настаивают, что кандидатов будет несколько.
Алу Алханов, занимавший пост президента с мая 2004 года, был назначен заместителем министра юстиции России. Алханов стал президентом после того, как в результате покушения в чеченской столице Грозном погиб отец Кадырова, бывший сепаратист, перешедший на сторону Кремля. Слухи об уходе Алханова циркулировали уже несколько недель, и, как предполагается, Кадыров, желавший его ухода в сторону, оказывал на него давление.
Более молодой Кадыров не мог стать президентом, пока ему не исполнится 30 лет. Это произошло в октябре. Как заместитель премьер-министра, а затем премьер-министр, внешне работающий под руководством Алханова, именно Кадыров считался реальной властью в Чечне.
Кадыров, напористый рыжеволосый мужчина, командует крупной полувоенной группой, состоящей, в основном, из бывших повстанцев, которые, по сути, сменили российские федеральные войска и спецподразделения милиции как главная сила в Чечне.
Российская журналистка Анна Политковская, убитая в прошлом году, писала в 2005 году, что Кремль решил заменить один тип гражданской войны (федеральные войска против широких слоев чеченского общества) на другой (чеченцы сражаются с чеченцами за власть в Чечне и за федеральное финансирование из Москвы).
Правозащитные организации и отдельные чеченские критики Кадырова обвиняли его людей, облаченных в черное, в пытках, похищениях и исчезновениях людей.
"Он орудует как средневековый тиран, - заявил в интервью одной из газет в прошлом году Мовлади Байсаров, бывший офицер чеченских спецсил, который порвал с Кадыровым. - Я знаю многих людей, казненных по его срочным приказам, и я знаю точно, где они захоронены. Если кто-то говорит правду о том, что происходит, это все равно что подписать себе смертный приговор".
Через месяц, 18 ноября, Байсарова застрелили на запруженном Ленинском проспекте в Москве, якобы из-за сопротивления аресту. Некоторые свидетели сообщили, что в него стреляли специально направленные сюда представители чеченской милиции, в то время как он лежат на земле, а офицеры московской милиции стояли рядом.
Кадыров неоднократно отрицал какую бы то ни было причастность к убийствам и другим нарушениям прав человека.
За последние 12 месяцев повстанцы и российские силы провели в Чечне две жестокие войны. Защитники Кадырова, включая Кремль, указывают, что он разбил сепаратистское движение и сократил насилие в Чечне, хотя вооруженные столкновения продолжаются. Однако в России после захвата школы в южном городе Беслан в сентябре 2004 года не было крупных терактов, и в результате спецопераций российских сил был убит ряд лидеров чеченского сопротивления.
Кремль проводил политику замены россиян на чеченцев, передавая полномочия местным чиновникам, была написана конституция, избран парламент. Возвышение Кадырова, который в 2004 году был награжден медалью "Герой России", знаменует кульминацию этого процесса.
Некоторые аналитики в Москве, однако, полагают, что Кадыров получил так много власти, что может легко выскользнуть из-под контроля Кремля, если уже этого не сделал, и разжечь новый конфликт. Образ Кадырова в республике вездесущ, что ведет к обвинениям в том, что он создает культ личности.
Несмотря на то, что по конституции Россия - светское государство, Кадыров полирует свой исламский имидж в Чечне, преимущественно мусульманской республике. Он выступает за введение некоторых норм шариата, исламского закона, включая полигамию и запреты на алкоголь и азартные игры.
Сергей Маркедонов, эксперт по Кавказскому региону в Институте политического и военного анализа в Москве, называет Кадырова "системным сепаратистом", который подрывает российскую власть, в то же время заверяя Кремль в формальной лояльности.