Президент Владимир Путин, продвинув своего "ястреба", внес новую неразбериху в баланс сил среди его вероятных преемников, обострив конкуренцию с более прозападным кандидатом, которого до сих пор рассматривали как фаворита президентских выборов следующего года.
Вчера Владимир Путин повысил министра обороны Сергея Иванова до того же ранга, что и у Дмитрия Медведева, прозападного вице-премьера.
"Вопрос о преемнике явно еще не решен окончательно, - говорит аналитик Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Это означает, что президент еще не определился".
Своей последней перестановкой Путин фактически предоставил политической элите теряться в догадках, кто же будет его фаворитом в ходе президентских выборов в марте 2008 года, говорят аналитики. Это помогает ему избежать роли "хромой утки" в оставшийся период президентства и позволяет сохранять возможность формировать ситуацию.
Путин неоднократно повторял, что решать, кому быть следующим лидером страны, будет российских народ, и в начале этого месяца он сказал, что не будет представлять никаких кандидатов до парламентских выборов, которые состоятся в декабре.
Однако в свете 70-процентных рейтингов популярности Путина и в условиях жесткого контроля Кремля над СМИ и политикой широко распространено убеждение, что избиратели проголосуют за любого кандидата, обозначенного печатью его личного одобрения.
Хотя и Иванов, и Медведев получают щедрую порцию эфира на государственном телевидении и их рейтинги в опросах общественного мнения растут, ни один из них не признавал публично, что питает президентские амбиции.
В то же время Путин внезапно освободил от занимаемой должности президента замученной войной Чечни и назначил исполняющим обязанности президента Рамзана Кадырова - председателя правительства республики, которого правозащитные организации постоянно обвиняют в похищениях и незаконном удержании мирных граждан и подозреваемых в сепаратистской деятельности.
Продвинув Иванова, Путин также назначил двух доверенных союзников из Санкт-Петербурга на высокие посты в своем кабинете. Это очередной шаг, цель которого - обеспечить, чтобы его влияние в российской политической системе сохранилось после окончания президентства.
Он поставил Анатолия Сердюкова, главу Федеральной налоговой службы и бывшего бизнесмена, не обладающего никаким опытом работы в армии за исключением обязательной службы по призыву, на должность министра обороны, которую раньше занимал Сергей Иванов. Одновременно с этим Сергей Нарышкин, который раньше работал вместе с Путиным в аппарате мэра Санкт-Петербурга, а в настоящее время являлся главой аппарата правительства, был назначен на должность вице-премьера по внешнеэкономической деятельности. Он будет ответственным за торговлю с постсоветскими соседями России. Обоих этих людей воспринимают как политически неамбициозных технократов, предельно лояльных Путину.
В обращении к кабинету Путин похвалил работу Иванова в должности министра обороны, отметив его заслуги в повышении экспорта российского оружия в прошлом году, и сказал, что теперь он будет отвечать за сочетание возможностей ВПК и гражданского сектора экономики.
Продвижение Иванова удаляет его от поста, на котором он периодически подвергался резкой критике со стороны общественности.
Бывший офицер внешней разведки КГБ (как и Путин), Иванов возглавлял Министерство обороны в период беспрецедентного подъема общественного возмущения, вызванного нарушениями в армии. В прошлом году произошел печально известный инцидент: после того как вышестоящий служащий в течение нескольких часов заставлял солдата-новобранца сидеть на корточках, ему пришлось ампутировать ноги и гениталии.
"Это выводит Иванова с линии огня, - говорит Дмитрий Бадовский, замдиректора московского НИИ социальных систем. - Он все еще сможет координировать военную политику, но его не будут так тесно ассоциировать с негативным имиджем армии".
Перестановка произведена в тот момент, когда Медведев, на счету которого серия крупных социальных проектов, уже повсеместно рассматривался как номер один в президентской гонке и даже начинал формально выступать как будущий преемник. Кульминацией этого стало его публичное выступление на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Однако вместо того, чтобы продвигать Медведева на передний план, Путин, судя по всему, решил создавать сложную систему баланса, чтобы уравновесить влияния силовых центров. Это позволяет ему выступать главным арбитром в соперничающих интересах темной российской системы власти, причем, вероятно, эта роль сохранится за ним и после окончания его президентского срока.
"Путин твердо намерен не допустить, чтобы элита воспринимала его как отработанный материал, - говорит управляющий директор лондонского исследовательского центра Trusted Sources Кристофер Грэнвилл. - Теперь установится баланс с противоборством Медведева и Иванова, и таковой будет сохраняться до формального начала выборов в следующем году".