Обвал цен на нефть стал неожиданным проблеском надежды в дипломатических отношениях - он ослабил недружественные режимы, утверждает Newsweek. "Еще полгода назад самомнение нефтецарей достигло рекордного масштаба вместе с ценами на нефть: Путин ввел танки в Грузию, Ахмадинежад объявил доллар ничего не стоящей бумажкой, а Чавес заключал с Россией соглашения на поставки оружия", - напоминает журналист Рана Форухар.
Усиление этих лидеров было оборотной стороной золотого века - эры роста глобальной экономики, утверждает издание, поясняя, что благоденствующий мир остро нуждался в нефти. "Теперь же империи, которые Путин, Чавес и Ахмадинежад построили на нефти, зашатались, они уязвимы перед инфляцией и безработицей, и нарастающая политическая нестабильность угрожает личной власти лидеров", - пишет автор. В этих условиях все три лидера охотно отозвались на идею Обамы начать диалог.
"Путин надеялся создать газовый картель, да и теперь продолжает бороться с США за политическое влияние и контроль над газопроводами в Восточной Европе и Центральной Азии, Чавес помышлял достроить латиноамериканскую империю, о которой мечтал его герой Боливар, а Ахмадинежад - вернуть Ирану региональное господство с опорой на ядерное оружие на Ближнем Востоке без Израиля", - пишет автор, уверяя, что трудно найти трех лидеров, упадок власти которых больше поможет американским интересам.
Однако, по мнению издания, нефтяные державы страдают от глобального кредитного кризиса сильнее остальных, поскольку в их бюджеты была заложена высокая цена на нефть, и теперь под угрозой оказалась политическая легитимность режимов. Между тем краха вполне можно было избежать, утверждает автор: "нефтецари сами обрекли себя на фиаско, поленившись вложить деньги в модернизацию нефтяной инфраструктуры и диверсификацию экономики". Он поясняет, что государства вроде Саудовской Аравии и стран Персидского залива до сих пор вполне благополучны, зато Иран, Венесуэла и Россия истощают свои сбережения и вскоре окажутся на мели.
В Иране закрывается множество предприятий, а на президентских выборах у Ахмадинежада будет сильный соперник - реформатор, экс-президент Мохаммад Хатами, сообщает издание. В Венесуэле накануне референдума об отмене лимита на право президента баллотироваться вновь усилились антиправительственные выступления. "В России в ответ на многочисленные демонстрации Кремль принял ряд некрасивых законов, один из которых приравнивает участие в массовых беспорядках к преступлению против государства", - пишет журнал, указывая также на отсрочку увольнения в запас 280 тыс. офицеров вооруженных сил и создание трех центров особого назначения МВД в крупных городах.
В странах нефтецарей нефтегазовая промышленность - самая неэффективная в мире, прежде всего потому, что они крайне затрудняют доступ иностранцев в эту отрасль, утверждает издание. Между тем многие российские месторождения сложны для освоения, что требует крупных капиталовложений и опыта американских и европейских компаний. "Было бы разумно реинвестировать часть нефтяных прибылей в повышение эффективности добычи, но автократы поступают наоборот, пытаясь извлечь максимальный доход сегодня", - утверждает издание.
По мнению большинства экспертов, режим Чавеса наиболее шаток ввиду сомнительных финансовых схем и растущей напряженности. Что касается Ахмадинежада, то масса его экономических решений оказалась неэффективна, а председатель иранского Центробанка, уходя в отставку, публично обвинил президента в разбазаривании фонда суверенного богатства, отмечает издание, предполагая, что у фракции реформаторов во главе с Хатами теперь велики шансы победить на выборах.
"Хотя Россия больше других стран пострадала от экономического спада, Путин, скорее всего, уцелеет", - прогнозирует издание, поясняя, что российские золотовалютные резервы до сих пор больше, чем у Тегерана или Каракаса, а от кризиса пока страдают скорее олигархи, чем государство. Правда, если цены на нефть не повысятся вновь, российские сбережения к концу 2010 года иссякнут.
Возможен сценарий, при котором нефтецари только выиграют от своей некомпетентности, а Запад крупно проиграет: ввиду недофинансирования в освоение месторождений предложение нефти в мире сильно уменьшится и, когда мировая экономика начнет выходить из рецессии, баррель нефти подорожает до 60 долларов, пишет издание. Однако в ближайшей перспективе, подчеркивает автор, обвал цен на нефть смягчит неблагоприятные последствия рецессии и действий нефтецарей.