В сегодняшнем номере еженедельника Der Spiegel опубликовано интервью с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, в котором затрагиваются актуальные темы международных отношений, потребовавшие нового подхода в свете экономического кризиса.
Кризис, подчеркивает Лавров, вынуждает все страны концентрироваться "на реальных проблемах". Поэтому нужно честно, без всякой идеологизации, "формулировать собственные национальные интересы и с уважением относиться к законным интересами своих партнеров". Естественно, после этого высказывания немецкие журналисты сразу же поинтересовались, насколько в подобную концепцию вписывается антизападная риторика России. Лавров парировал, что его страна реагирует "только на реальные шаги - шаги, которые нарушают обязательства, принятые Западом в течение последних 20 лет". При этом он заметил: "Не странно ли, что Запад может действовать в духе холодной войны, нас же обвиняют в антизападной риторике, как только мы высказываем наше мнение?"
Расширение НАТО на восток, размещение элементов системы ПРО в Европе - это не единственные темы, по которым существуют противоречия между Россией и Западом. Есть еще Иран с его ядерной программой. Запад не раз поднимал вопрос об ужесточении санкций в отношении Ирана, но Россия каждый раз блокировала это решение. Лавров объясняет это тем, что жесткие санкции - это фактически экономическая блокада, которая никоим образом не будет содействовать переговорному процессу. При этом он приветствует намерение Барака Обамы и его администрации разговаривать с Ираном напрямую.
Что же касается новых отношений между Россией и США и, в особенности, американского предложения о новом витке разоружения, то, как утверждает российский министр, он знаком с ним только по средствам массовой информации, поскольку официального предложения от США не поступало. Он также напомнил, что в течение последних трех лет Москва не раз пыталась подвигнуть правительство Буша на заключение нового договора вместо истекающего СНВ-I - к сожалению, безрезультатно.
Еще одна возможность для сотрудничества России и США в военной сфере - это система ПРО. Уже полтора года назад, напоминает Лавров, Москвой было внесено предложение по трехстороннему проекту США-Европа-Россия. Речь идет о сети радаров на территории России и Азербайджана, которая могла бы засечь любую ракетную атаку с юга. Министр полагает, что вернуться к этому плану "еще не поздно".
Сергей Лавров также прокомментировал предложение своего президента Дмитрия Медведева о создании новой европейской системы безопасности и рассказал, почему ни одну из сторон не устраивает прежняя система на основе ОБСЕ. "На европейском пространстве, - сказал он, - гораздо больше серьезных игроков, чем только государства-члены ОБСЕ". Это НАТО, ЕС, ОДКБ... Кроме того, в свете прошлогодней грузинской агрессии, направленной против Южной Осетии, ОБСЕ и НАТО расписались в своей несостоятельности, заявил министр. А ведь речь шла об основополагающем принципе, который до сих пор не работает: никто не имеет права укреплять собственную безопасность за счет других.
В ответ на это журналисты напомнили собеседнику о другом принципе - принципе нерушимости границ, который Россия всячески поддерживала в случае Косово. "Мы полностью разделяем принцип территориальной целостности", - сказал Лавров, однако не преминул заметить, что весь мир спорит о том, как он соотносится с правом народов на самоопределение. До сих пор это соотношение регламентируется единственным документом, принятым ООН в 1970 году. В нем говорится, что каждое государство должно уважать территориальную целостность любого другого государства, пока на его территории в отношении национальных меньшинств не применяется сила, рассказал министр. Именно это положение и было нарушено Грузией.
"Михаил Саакашвили сам уничтожил территориальную целостность Грузии, когда приказал бомбить мирный город в Южной Осетии", - утверждает Лавров. Если сравнивать ситуацию в Косово и Грузии, то внешне они похожи, "но Запад подходит к ним с разными мерками". В Косово тоже велась война, напоминает министр, завершившаяся резолюцией ООН номер 1244, которой придерживается Сербия. В отличие от Южной Осетии и Абхазии, косовских албанцев никто не притеснял, так что повода для провозглашения независимости Косово не было. В случае Абхазии и Южной Осетии Россия не стремилась добиться какого-то геополитического эффекта, "речь шла о том, чтобы защитить людей". Первоначально Москва не собиралась признавать независимость этих республик, даже в плане Медведева-Саркози, напоминает министр, содержался пункт об обсуждении статуса Южной Осетии и Абхазии после заключения перемирия. Однако Саакашвили отказался вести переговоры по статусу. Этой темой не стал заниматься ни Совет Россия-НАТО, ни СБ ООН. Одновременно грузинское руководство заявило, что война не закончилась и рано или поздно возобновится. На этом фоне на Западе раздавались обещания о новом вооружении Грузии. И Россия поняла, что может обеспечить выживание осетин и абхазов, "только признав их республики в качестве независимых государств", сказал Лавров.