Дочернее предприятие "АвтоВАЗа", концерна, производящего автомобили "Лада", собирается купить единственный украинский алюминиевый завод в ходе очередной серии "захватов" российскими компаниями украинских промышленных предприятий.
Пресс-секретарь правительства Украины заявила, что, как ожидается, на этой неделе Фонд государственного имущества подпишет соглашение о продаже за $70 млн. 68% акций Запорожского алюминиевого завода холдинговой компании "АвтоВАЗ-Инвест", которая обязалась также к середине 2001 г. погасить задолженность объемом в $76,5 и в течение пяти лет инвестировать $200 млн.
Сергей Петров, первый заместитель директора "АвтоВАЗ-Инвест", заявил, что покупка производится в рамках планов "АвтоВАЗа" инвестировать в производство автомобилей на Украине. На прошлой неделе "АвтоВАЗ" начал переговоры с "АвтоЗАЗ-Daewoo", неблагополучным совместным предприятием Daewoo и крупнейшего украинского автопроизводителя, также расположенным в Запорожье.
Петров подчеркнул, что к 2006 г. его компания планирует увеличить объемы производства на Запорожском алюминиевом заводе с нынешних 100 000 - 110 000 тонн в год до 150 000 тонн.
Очередная победа российской компании на крупном украинском приватизационном тендере была совершена по стандартной схеме. В отсутствии интереса со стороны западных компаний богатые и финансово умудренные российские фирмы взяли верх над украинскими конкурентами.
В прошлом году российская "Тюменская нефтяная компания" купила 67% акций крупнейшего украинского нефтеперерабатывающего завода в Лисичанске. Дочернее предприятие "Сибирского алюминия" купило 45% Николаевского алюминиевого завода, в прошлом крупнейшего в Советском Союзе производителя глинозема, первичного сырья, из которого производится алюминий.
У Запорожского алюминиевого завода есть собственный глиноземный комбинат, что позволяет этому предприятию производить алюминий непосредственно из бокситов. "АвтоВАЗ-Инвест" стал основным претендентом на победу в тендере по Запорожскому алюминиевому заводу после того, как Фонд государственного имущества отказал дочернему предприятию украинского производителя грузовиков "АвтоКрАЗа", предложение которого было выгоднее. Несмотря на то, что местная компания предлагала $101,5 млн. плюс $268,4 млн. на инвестиции и погашение долгов, Фонд государственного имущества заявил, что ей не удалось предоставить документы об источниках финансирования.
Украинское правительство поддерживало внутреннего конкурента и в декабре дважды вмешалось в процедуру, требуя, чтобы Фонд государственного имущества принял заявку "АвтоКрАЗа". Пресс-секретарь подчеркнула, что больше правительство вмешиваться не будет.
Украинский "АвтоКрАЗ" безуспешно пытался заручиться поддержкой швейцарской компании Glencore, торгующей сырьевыми материалами, которая поставляет бокситы на Запорожский алюминиевый завод и продает производимые заводом металлические слитки на мировых рынках.