Расследуя обстоятельства гибели журналистов Хосе Кусо и Тараса Процюка, "Репортеры без границ" выяснили, что штаб войск коалиции даже не сообщил танкистам о нахождении в здании представителей СМИ.
Хосе Кусо и Тарас Процюк ни в коем случае не должны были умереть. Организация "Репортеры без границ" (РБГ) провела самостоятельное расследование инцидента с попаданием снаряда на 12-й этаж гостиницы "Палестина" в Багдаде, в результате которого эти два журналиста погибли. В ходе расследования выяснилось, что генеральный штаб войск коалиции не информировал свои танковые части, штурмовавшие иракскую столицу, о присутствии в здании многочисленных представителей иностранных СМИ.
"Обстрел здания не был преднамеренным ведением огня по журналистам СМИ, аккредитованных в Багдаде, - подчеркивает РБГ. - Речь идет о преступной халатности, за которую главную ответственность несет штаб 3-й пехотной дивизии под командованием генерала Бьюфорда Блаунта".
Этот вывод, ставший результатом кропотливой работы по сверке различных показаний (они доступны на сайте РБГ), подкрепляется свидетельствами очевидцев, записанными в Ираке.
Через несколько дней после падения режима Саддама Хусейна медицинский директор Международного комитета Красного Креста (МККК) Питер Тарабула сказал корреспонденту Le Temps, что он был поражен почти полным отсутствием у американских танковых подразделений, участвовавших в битве за Багдад, информации о больничных объектах.
Огонь велся и по машинам скорой помощи и по другим машинам, ездившим под красным крестом. Танковый снаряд лишь чудом не попал в посольство Ватикана, расположенное неподалеку от гостиницы "Палестина".
РБГ обвиняет: "О присутствии журналистов в отеле "Палестина" не было сообщено ни войскам, ни артиллерийским корректировщикам. Было ли это сделано осознано? Из пренебрежения? По халатности?"
Организация выдвигает версию, подтвержденную предупреждениями Белого дома: для американской армии единственными репортерами, которые должны были находиться под защитой во время боевых действий, являлись "инкорпорированные" журналисты, работавшие под контролем американской администрации при военных частях. Остальные были не в счет и даже рассматривались как помеха.
Этот подход остается в силе до сих пор: в декабре прошлого года автор этих строк, присутствовавший при зачистке в Самарре, услышал от американского сержанта: "Для нас журналист должен быть инкорпорирован. Во время операции те, кто работает независимо от наших войск, заведомо рассматриваются как враждебные элементы".