Конечно, уже сейчас судить о Меркель как о внешнеполитическом деятеле слишком рано. Тем не менее, пока все ее появления на международной арене в качестве главы немецкого правительства, - среди них такие деликатные встречи, как в Варшаве и в Вашингтоне, такие сложные, как саммит ЕС в Брюсселе, и такие простые, как визит в Вену на Новый год, - прошли с блеском. И нет никаких признаков того, что после сегодняшней встречи с Владимиром Путиным в Москве что-либо изменится.
Меркель и Путин: слава Богу, времена германо-российской мужской дружбы прошли. Так как политика в отношении России предшественника Меркель Герхарда Шредера, как можно теперь уже предположить, когда-нибудь войдет в учебники по истории современной дипломатии как устрашающий пример. Шредер так активно набивался в друзья Путину, что забывал о том, что он демократ. Попытка втереться в доверие - именно эта черта, как говорят все, кто знает Меркель, - ей не свойственна.
При этом новое отрезвление определенно пойдет на пользу германо-российским связям: больше не будет таких отношений, когда главы двух ключевых европейских стран только ради шоу по-дружески хлопают друг друга по плечу, - теперь они открыто будут говорить друг другу, что их не устраивает. По крайней мере, страны Центральной и Восточной Европы очень рассчитывают на Меркель в этом отношении. Пока ничто не указывает на то, что им придется в ней разочароваться.