На протяжении столетий велись войны, даже сегодня есть ярые соперники, начиная от войны в Ираке, заканчивая борьбой за место проведения Олимпийских игр 2012 года, порой народы питают друг к другу взаимную ненависть, не упуская ни одного случая, чтобы посмеяться над представителем другой стороны. И тем не менее, был момент, когда 50 лет назад Франция и Англия обсуждали возможность создания единого государства: это не было экстравагантной идеей какого-нибудь философа с Левого берега, это был конкретный проект, представленный тогдашним премьер-министром Франции Ги Молле своему британскому коллеге Энтони Идену.
Лондон холодно воспринял эту инициативу, и Париж в ответ предложил вариант, по которому Франция входит в Британское Содружество - ассоциацию, возглавляемую Соединенным Королевством, в состав которой входят бывшие колонии Британской империи. Такая возможность вызвала у Идена больший интерес. И в первом, и во втором случае королева Елизавета, которая восседала на троне уже несколько лет, стала бы главой государства и для французов. Франция, объединившаяся с Англией, страна под названием Franghilterra, Франглия, заставила бы Наполеона и адмирала Нельсона перевернуться в гробу.
Можно подумать, что речь шла о шутке, но это было серьезным делом. Об этом свидетельствуют документы британского архива, найденные усилиями вещательной корпорации BBC, которая посвятила находке целую передачу. Все происходило в 1956 году, в период войны за контроль над Суэцким каналом, которую начали Франция и Великобритания, ошибочно полагая, что все еще являются великими военными державами. Им обеим пришлось бежать оттуда, поджав хвост, после того, как их призвала к порядку новая сверхдержава Запада - Америка. Премьер-министр Франции Молле был ярым англофилом, он восхищался Великобританией, ее системой социального обеспечения, тем, что Лондон в ходе двух мировых войн оказывал помощь Франции. Между тем Франция в тот момент в политико-экономическом бреду занималась еще и подавлением восстания в Алжире: видимо, все это в комплексе заставило премьера задуматься о том, что слияние пошло бы на пользу его развинтившейся Четвертой Республике и способствовало бы росту политического влияния Парижа и Лондона на международной арене, начиная с Ближнего Востока.
"Когда недавно премьер-министр Франции находился в Лондоне, - говорится в британской записи беседы между Молле и Иденом 10 сентября 1956 года, - он поднял вопрос о возможности союза между Соединенным королевством и Францией". Иден ответил молчанием на проект - возможно потому, что счел его абсурдным, но продемонстрировал интерес к другому предложению Молле, о котором говорится в документе, относящемся к встрече премьеров 28 сентября 1956 года в Париже: о вступлении Франции в Содружество. "Срочно дать оценку этому предложению", - приказал британский премьер своему секретарю, отметив, что Молле не сомневался в том, что французы примут монархию и согласятся с тем, чтобы королева Елизавета была главой государства. Но и эта идея не имела продолжения, проект создания союза между двумя странами был отложен спустя год, когда 25 мая 1957 года в результате подписания Римского договора было создано Европейское экономическое сообщество.
Во французских государственных архивах, отмечает ВВС, не было найдено ни одного документа, подтверждающего существование такого проекта: не исключено, что они были, но преемники Молле уничтожили все документы, чтобы и следа не осталось от желания объединиться с противником, который нанес поражение Наполеону под Ватерлоо. В ходе опроса, проведенного ВВС по горячим следам, 60% опрошенных высказались против подобного проекта, 40% отнеслись бы к такой идее положительно. Но никто ни с одной стороны, ни с другой не торопится ее реанимировать.