Вновь посетив Москву спустя десять лет, Донателла Версаче обнаруживает, что россиянки - как и модели одежды от Versace - сменили крикливый шик на утонченную изысканность
Я впервые посетила Россию десять лет назад, чтобы посмотреть балет, поставленный моим другом, покойным Морисом Бежаром. Спектакль шел в Санкт-Петербурге; я была поражена красотой и величественностью этого великолепного города с его дворцами и длинными прямыми проспектами. С момента распада СССР прошло не так уж много времени, и люди, с которыми я встречалась, все еще привыкали к идее свободы самовыражения.
Мы, дом Versace, быстро осознали, что Россия - это потенциальный новый рынок. В 1992-м мы открыли свой первый магазин в Москве, и вскоре у него сформировалась своя клиентура из числа недавно разбогатевших россиянок, которые стремились покупать товары для демонстрации своего имущественного положения.
Это был счастливый союз. В те дни в стиле Versace преобладали излишества. Мой брат прославился в 80-е годы - время, когда полагалось производить драматический эффект, ярко заявлять о себе, все делать с размахом. Все гипертрофировалось. Синди Кроуфорд, одна из изначальных "супермоделей" - кстати, этот феномен создал Джанни, когда вывел всех лучших манекенщиц на подиум одновременно, вместе - сказала о моем брате: "Для него главной была пышность - чем пышнее твоя прическа, тем лучше, чем больше ты накрашена, тем лучше, чем выше бюстгальтер делает твою грудь, тем лучше".
Этот подход нашел подлинный отклик в сознании россиянок, которые вдруг устремились к гламуру и выражению чувственности через одежду. Эти черты восходили ко временам Российской империи, к царской роскоши и романтичности Ballets Russes Дягилева. Versace с его традицией украшательства и декоративности, золотыми и яркими расцветками и узорами, не говоря уже о драматичном стиле его вечерних платьев, идеально пришелся ко двору. Надо сказать, что речь идет о взаимообмене. Versace всегда использовал декоративные элементы, заимствованные из прошлого, - например, греческие мотивы и завитки в стиле Ренессанса.
Несколько недель назад я вновь посетила Россию после 10-летнего перерыва и обнаружила, что страна сильно изменилась. Приход других брендов преобразил ситуацию на розничном рынке. Когда у людей есть выбор, они могут сами решить, что им больше нравится. В 90-х выбор был невелик, но теперь женщины могут совершать здесь покупки в тех же магазинах, что и в Милане, Лондоне или в Париже, и в результате их стиль одежды, конечно, изменился.
Но по-настоящему меня потрясло то, как теперь распоряжаются этой свободой выбора. Тенденция дорогих "побрякушек" и подчеркнутого шика ушла в прошлое. Сегодняшние россиянки ищут нечто более изысканное. На коктейль-пати, устроенной мной в моем московском магазине, меня приветствовало много очень хорошо одетых клиенток, но две из них выделялись особо. Они излучали огромную свежесть и уверенность и были одеты в современном, неброско-элегантном стиле. Оказалось, это были внучки Михаила Горбачева.
Но эти десять лет изменили не только стиль одежды россиянок, но и стиль дома Versace. Если в 80-е преобладали гедонизм и излишества, то у нового века атмосфера иная, более сдержанная.
Бразды правления нашей фирмы я унаследовала при ужаснейших обстоятельствах. Я помогала брату, но не была готова к ответственности, которая внезапно легла на меня. Несколько лет я была вынуждена создавать коллекции, все еще испытывая глубокую скорбь по брату, и учиться своему ремеслу под пристальным наблюдением всего мира. Это было очень трудно, и долгое время я чувствовала, что просто имитирую Джанни.
Но затем, постепенно, я начала нащупывать свой собственный стиль. Я начала осознавать, что могу внести свой ценный вклад и, что хотя в меня заложены гены Версаче - а как иначе, если Джанни научил меня всему, что я знаю о моде? - коллекции начинают отражать мой личный путь, мое превращение из девушки во взрослую женщину. Теперь я создаю модели Versace для уверенных в себе, сильных женщин, которые хотят выглядеть элегантно, сексапильно и модно, сколько бы лет им ни было, где бы они ни жили. Итак, главным для дома Versace стали уже не ослепительно-красивые модели на "красном ковре" элитных мероприятий (спасибо вам, Лиз Херли), а покрой и ткани, изящные, чувственные линии, а также одежда на каждый день и аксессуары. Эта новая тенденция совпадает с тем, как хочет одеваться российская модница 2007 года.
А чем же объясняется метаморфоза? Ну, разумеется, мода развивается циклически, так что, может быть, россияне, как и все остальные, просто решили, что роскошь не должна так уж бросаться в глаза. Но я полагаю, что к этому дело не сводится. Посетив Москву, поговорив с женщинами из этого города, увидев невероятные памятники архитектуры - Кремль, собор Василия Блаженного, - я осознала простую истину, что в России культура ценится.
Русские во многом напоминают мне итальянцев - у наших народов долгая и сложная история, и итальянцы, и русские - люди страстные, весьма гордые своим наследием. И у нас, и у русских глубокие корни в культуре. И теперь я убеждена, что сегодняшние россиянки выбрали менее броский стиль потому, что не хотят показаться некультурными или недостаточно утонченными. Или попросту вульгарными.
Россиянки, с которыми я познакомилась - такие женщины, как Ольга Слуцкер, основательница и президент сети фитнес-центров премиум-класса, главный редактор российского Vogue Алена Долецкая и Алла Вербер, ритейлер предметов роскоши, - не имели в себе ни капли вульгарности и говорили о новом поколении россиянок, которое почувствовало в себе уверенность благодаря тому, что они сами зарабатывают себе на жизнь и руководят своими фирмами. Это не праздные жены и подруги богатых олигархов. Это и не молодые российские модели, которые заполонили подиумы Милана благодаря своим экзотическим чертам лица. Это уверенные в себе, интеллектуально развитые женщины, которые хотят одеваться элегантно и изысканно.