Многие комментаторы полагают, что газовый спор между Москвой и Киевом — это прежде всего вопрос цен, но, как видно, Путин с этим не согласен, иронизирует The Financial Times. По его мнению, этот кризис нужен неким "посредникам", желающим обогащаться на транзите российского топлива. Похожее заявление сделала и Юлия Тимошенко, обвинившая в корыстной заинтересованности ряд "украинских политиков".
По мнению авторов статьи, для ЕС это поднимает более глубокий вопрос: об экономической непрозрачности поставщиков энергоресурсов от Западной Африки до Центральной Азии. В течение многих лет в Брюсселе полагали, а возможно, полагают и теперь, пишут О'Салливан и Мэйн, что, какими бы коррумпированными и авторитарными ни были режимы, газ и нефть будут исправно поступать в Европу. Ведь гражданские войны и "драконовские" диктатуры в Центральной Азии никогда не мешали поставкам.
Владимир Путин не назвал имен "посредников", однако, указывают журналисты, известно, что посредником с 2004 года является таинственная компания Rosukrenergo. Половина ее акций принадлежит "Газпрому", другие акционеры неизвестны. Кроме того, не очень понятны ее функции — ее годовая прибыль составляет 800 млн долларов, но при этом она не делает ничего, чего не могла бы делать российская газовая монополия.
Если европейцы хотят обеспечить стабильные энергопоставки, заключают авторы, они должны положить конец подобным "серым схемам" и потребовать финансовой транспарентности от поставщиков.