Великобритания выражает обеспокоенность угрозами, которые таят в себе иранская ядерная программа и конвенциональные ракеты, способные достигать территории Израиля и мест дислокации американских сил на Ближнем Востоке.
Предполагается, что на встрече с израильским премьер-министром Ариэлем Шароном британский премьер Тони Блэр поделился с ним своими опасениями насчет того, что умеренные силы в Тегеране проигрывают борьбу со сторонниками жесткой линии, а также разделил озабоченность Израиля по Ирану.
Во время обеда на Даунинг-стрит в понедельник, который длился два с половиной часа, премьер-министры провели длительную беседу по иранскому вопросу. По словам израильских дипломатов, их удовлетворила позиция Тони Блэра. На вопрос о том, изменил ли Тони Блэр мнение об иранском оружии, один из источников ответил: "Я полагаю, да".
Как стало известно из хорошо информированных источников, в правительственных кругах действительно произошла существенная перемена мнений. "Это тема сейчас вызывает у нас большую обеспокоенность, чем несколько месяцев назад. Мы до сих пор сотрудничаем с иранским правительством. Однако в последнее время мера нашей озабоченности выросла на пару пунктов, особенно в связи с иранской ядерной программой", - заявил один из источников.
Великобритания не спешит озвучивать свои опасения, так как это может создать впечатление, что после свержения Саддама Хусейна правительство намерено разыграть карту наступления на Иран. Но, по всей видимости, в последнее время британский премьер-министр подвергает пересмотру политику конструктивного сотрудничества.
Ранее Блэр утверждал, что лучший способ убедить Иран в необходимости прекращения поддержки террористических группировок и отказа от разработок ядерного оружия - это содействовать умеренным силам в Тегеране. Этот курс был закреплен спустя 9 дней после 11 сентября, когда Блэр провел "примечательные" переговоры с президентом Ирана Мухаммедом Хотами во время визита в США.
Тем не менее в последние недели оптимизм начал испаряться. Иран отказался от полного сотрудничества с МАГАТЭ. Мухаммед аль-Барадеи, глава МАГАТЭ, во время визита в страну на прошлой неделе потребовал от Тегерана подписать договоренность, согласно которой международные инспекции получили бы возможность совершать визиты в Иран без предварительного уведомления. Иран утверждает, что его ядерная программа имеет исключительно гражданский характер. Однако британская разведка и разведслужбы других стран полагают, что в этой программе есть однозначные признаки ее военного характера.
В прошлом месяце д-р аль-Барадеи указал на то, что уран, разработанный в одной из лабораторий в Тегеране, к гражданской программе не имеет никакого отношения. Кроме того, на прошлой неделе Тегеран объявил о завершении испытаний ракеты "Шихаб-3", дальность полета которой составляет 810 миль. Этого достаточно для того, чтобы она долетела до Израиля и мест дислокации американских сил в Ираке, Саудовской Аравии, Афганистане, Пакистане и Турции.
Чиновники, сопровождавшие Шарона во время его визита в Великобританию, назвали Иран "центром регионального террора", "опасной страной", а также отметили, что Иран "поддерживает террористов в Израиле".
Шарон попытался использовать свой визит в Лондон для того, чтобы убедить Великобританию предпринять новые усилия для прекращения европейской поддержки трех главных палестинских террористических организаций - "Хамас", "Исламского джихада" и "Бригад мучеников Аль-Аксы", которые несут ответственность за большинство терактов в Израиле. Он заявил, что деньги ЕС попадают в руки боевиков, на которые они закупают оружие.
Хотя официальный обед сопровождался жестким обменом мнениями, обе стороны согласились, что визит Шарона восстановил пошатнувшиеся в предыдущие месяцы отношения между странами.
Предполагается, что Блэр заверил Шарона в том, что Великобритания является лучшим другом Израиля в Европе. "Это была действительно хорошая встреча, особенно обед, - заявил израильский дипломатический источник. - Она укрепила отношения между Великобританией и Израилем".