Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 июля 2003 г.

Алан Райдинг | International Herald Tribune

Грязная работа по спасению "Давида"

Спустя пять столетий после того как творение рук Микеланджело - статуя "Давид" - было торжественно воздвигнуто на площади Пьяцца делла Синьория во Флоренции, встал вопрос, как спасти символ юной красоты от разрушительного воздействия времени. Нужно ли отреставрировать статую, вернув ей первоначальное совершенство или достаточно просто очистить ее от грязи? А может быть, оставить все как есть?

В колыбели итальянского Возрождения все, что касается статуи, неизменно вызывает ожесточенные дебаты. Поэтому, когда власти Флоренции в прошлом году решили, что статуей все же нужно заняться, они подступались к делу осторожно, предложив лишь слегка почистить четырехметровую скульптуру, которая с 1873 года стоит в Галерее Академии художеств.

Но споры все же разгорелись. Аньезе Парронки, опытная женщина-реставратор, которой первоначально поручили очистку статуи, в апреле отказалась выполнять поручение, заявив, что выбранный метод является слишком грубым и может повредить статую.

Недавно 39 ученых со всего мира подписали петицию, в которой предложили приостановить все работы в ожидании, пока независимая комиссия экспертов не вынесет свой вердикт.

По словам Антонио Паолуччи, главы комитета по искусству города Флоренции, очистка "Давида" начнется в сентябре, а производить ее будет новый реставратор.

Паолуччи пытается снизить накал страстей, разгоревшихся между директором Академии Франкой Фаллетти, которая предлагает так называемый "мокрый" метод, и госпожой Парронки, выступающей за "сухой" метод. Он говорит, что оба метода очень щадящие и абсолютно мягкие и опасаться нечего.

Однако сами дамы и их сторонники спорят довольно страстно, привлекая в качестве аргументов свой опыт и научное знание.

Когда Парронки было поручено в прошлом сентябре это задание, она, казалось, идеально подходила для этой работы, поскольку уже имела опыт успешной очистки других памятников искусства. Три месяца она провела, составляя цифровую компьютерную модель "Давида".

В конце концов она пришла к выводу, что статую необходимо очищать минимально инвазивным "сухим" методом, используя мягкие щетки, ватные тампоны, ластики и замшевую ткань. "Из-за того что "Давид" долго стоял на улице, его поры открыты и в них накопилось много пыли, - говорит Парронки. - Но ее легко можно удалить. Речь не идет о том, чтобы придать статуе первоначальный вид, хотя бы потому, что от первоначальной поверхности ничего не осталось".

В этом ее поддержал Джеймс Бек, специалист по истории искусств из Университета штата Колумбия и президент организации Art Watch International. "Нет причин, чтобы драить "Давида", - говорит Бек, который, кстати, имеет дом недалеко от Флоренции и часто выступает против, по его мнению, ненужных реставраций памятников искусства. - Если все-таки производить очистку, то это необходимо делать самым мягким способом. В этом смысле метод, предложенный Аньезе, подходит лучше всего, поскольку является всего лишь своеобразной генеральной уборкой".

Другой, "мокрый" метод госпожи Фаллетти основывается на документе, подготовленном комитетом ученых из Департамента по реставрации предметов искусства при правительстве. После долгих экспериментов специалисты пришли к выводу, что наибольшую опасность для "Давида" представляет гипс, который они предложили удалить при помощи влажных компрессов, используя дистиллированную воду, что, как они считают, также поможет удалить пыль из пор.

"Метод Аньезе Парронки не позволит уменьшить количество гипса, - говорит господин Мауро Маттеини, который возглавлял команду ученых. - Он может дать эстетический эффект, однако не поможет устранить гипс. Кроме того, ее метод хотя и является мягким, но представляет собой механический процесс. Так зачем нам воздействовать механически, когда мы можем использовать компрессы?"

Госпожа Фаллетти высказалась более категорично: "Метод, предлагаемый Парронки, абсолютно нам не подходит. Нужно удалить пыль, а не размахивать щеткой туда-сюда".

Несогласие с "мокрым" методом у госпожи Парронки было настолько велико, что она даже отказалась от проекта, который мог стать самым знаменательным в ее карьере. Проблема с компрессами заключается в том, что они сделают поверхность единообразной, в то время как мрамор имеет свои естественные цвета и прожилки, говорит она. "Вопрос не в том, "сухой" метод или "мокрый", а в "однообразии" и "разнообразии". Мой метод позволит сохранить все особенности мрамора".

Мрамор, из которого изготовлена скульптура "Давид", никогда не считался идеальным. Пятиметровый блок, добытый в одном из карьеров недалеко от города Каррара, почти 40 лет пролежал во внутреннем дворе Флорентийского собора, прежде чем Микеланджело взялся за него. Даже завершив скульптуру, он еще целых четыре месяца занимался обработкой и полировкой мрамора, прежде чем скульптура был представлена публике в сентябре 1504 года.

С тех пор с "Давидом" не всегда обходились достойным образом. В 1527 году во время восстания у него отломали руку. Белая смесь извести и песка, которую использовали, чтобы вернуть руку на место, видна до сих пор. Затем на статуе в течение трех столетий накапливалась сажа, а в XIX веке памятнику нанесли еще больший урон две халтурные операции по его очистке: в 1810 году его покрыли воском, а в 1843 году воск вместе с подлинной патиной смыли при помощи соляной кислоты.

В 1873 году "Давида" перенесли в главный холл Академии художеств. Однако на этом злоключения античного красавца не кончились. В 1991 году один психически неуравновешенный итальянец по имени Пьеро Канната молотком отбил средний палец на левой ноге "Давида". Пришлось делать для статуи новый палец.

Новый реставратор, которому поручили провести очистку статуи, Чинциа Парнигони, согласилась использовать "мокрый" метод. Госпожа Фаллетти полагает, что работы по очистки "Давида" продлятся семь-восемь месяцев.

Кристина Ачидини, которая возглавляет Департамент по реставрации предметов искусства, говорит, что статуе нужна помощь. "Очистить статую - это не значить сделать ее более белой и красивой. Конечно, она станет и белее, и красивее, но это не самоцель. Наша цель ? устранить то, что разрушает памятник", - говорит она.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru