Москва и Санкт-Петербург становятся все дороже: из-за этого российские инвесторы в массовом порядке основывают свои компании в Германии. Предприниматели бегут от необходимости выплачивать высокие зарплаты у себя на родине - и создают тысячи рабочих мест в Германии
Дорога к Игорю Юристу ведет в гамбургский Хамм, грязноватый район, расположенный на востоке города. Сначала надо пересечь бензоколонку, дальше, обойдя магазин восточных специй, подняться на третий этаж неприметного склада.
Однако адрес не должен вводить в заблуждение. Юрист - один из российских предпринимателей-новаторов в Германии. 37-летний русский основал сразу две фирмы - Jourist Verlags GmbH и Promt GmbH. Этот русский является ведущим поставщиком программ по переводу текстов в Германии. Его продукты занимают первое место в испытаниях, проводимых многочисленными специализированными журналами. Каждый год его оборот растет на 50%. "Мы очень довольны", - говорит предприниматель.
Юрист входит в растущее число русских, которые пытают свое счастье в Германии. Они в массовом порядке открывают здесь дочерние компании, представительства и самостоятельные предприятия - и создают тысячи рабочих мест, не привлекая внимания общественности. "Люди, которые приходят сегодня, заработали свои деньги честно, - утверждает Юрист. - Не на нефти или газе, а на новых продуктах".
Сомнительные миллиардеры, олигархи или государственные концерны - вот распространенное представление Запада о российской экономике. Ничего власти европейских государств не опасаются так сильно, как инвестиций этих непредсказуемых товарищей. "Мы пришли не с "Калашниковыми", а с деньгами", - заявил во время своего прошлогоднего визита в Германию президент Владимир Путин.
Но в то время как всеобщие взгляды направлены в сторону гигантов, реальные дела делают представители среднего класса из Москвы и Санкт-Петербурга. "Все видят на футболках футболистов Schalke логотип "Газпрома", - говорит Даниэль Каст из консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC). "Но сколько еще компаний обосновалось здесь, почти никто не знает".
У этой молодой гвардии нет ничего общего с Путиным, и сильнее всего она ненавидит прокремлевские крупные концерны. Не обращая большого внимания на мировую политику, она инвестирует туда, где выгодно,- и в большинстве случаев это оказывается Германия. Эта страна становится привлекательным инвестиционным рынком уже благодаря своей экономической мощи.
"Немецкие компании стоят в самом начале инвестиционного списка российских фирм", - говорит Клаус Мангольд, председатель Восточного комитета немецкой экономики. После стремительного экономического роста прошлых лет у российских предпринимателей достаточно денег для инвестиций. "Кассы полны", - говорит эксперт PwC Каст.
Особенно желанным становится средний класс
По официальным данным, из России в Германию за прошлый год поступило около 800 млн евро прямых инвестиций. При этом эксперты уверены, что реально их было еще больше, поскольку статистика Bundesbank охватывает лишь инвестиционные потоки, начиная с определенной суммы. Кроме того, многие российские инвесторы из соображений налоговой выгоды зарегистрировались на Кипре. "Это обычная практика", - объясняет Каст.
Кроме того, зачастую не учитываются так называемые этнические немцы из России, которые живут в Германии. Точных данных об их предпринимательской деятельности не существует. Но даже если 5% из них занимаются предпринимательством, то это эквивалентно более чем 100 тыс. предпринимателей российского происхождения.
Пока что немецкие компании инвестируют в Россию больше, чем российские в Германию. "Но мы рассчитываем на то, что тенденция вскоре изменится", - говорит Каст. "Уже через 3-5 лет соотношение может быть выровнено".
Интерес демонстрируют автомобильные производители, которые хотят повысить качество производимой продукции за счет поглощения западных поставщиков, а также банки, которые видят возможность для роста только за границей. Особенно желанным становится немецкий средний класс. По словам Каста, "типичным подходом при этом становится приобретение акций в компаниях западных партнеров по бизнесу".
Политическая стабильность как плюс
Примером может служить Dr. Scheller: производитель средств по уходу из Швабии наладил в 2004 году сотрудничество с российским производителем косметической продукции "Калина" из Екатеринбурга. Через год русские выкупили контрольный пакет акций немецкой компании. Подобное произошло и с инжиниринговой компанией Dessau Fahrzeugtechnik и восточно-вестфальской компанией по производству сельскохозяйственной техники Franz Kleine. Обе этих компании на сегодняшний момент имеют российских собственников.
Будь то основание новой фирмы, совместное предприятие или поглощение, российские компании представлены практически в любой отрасли на рынке Германии. Среди них такие компании по производству программного обеспечения, как Abbyy (распознавание текстов) и Kapersky (антивирусное программное обеспечение), а также фирмы по производству продуктов питания. "Привлекательными для российских инвесторов являются и немецкие пивоваренные компании", - говорит Каст.
Конечно, прибыль в Германии не столь высока, как в России, где рынок переживает период роста - там инвестор может заработать 20% годовой прибыли, тогда как в Германии он должен довольствоваться 5%. Но российские предприниматели этого не страшатся. "Политическая стабильность в Германии гораздо ценнее", - утверждает эксперт PwC Каст.
В Москве специалисты стоят дорого
В последнее время к вышеназванным аргументам прибавился еще один: высокие зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге. По сравнению с ними ФРГ выглядит едва ли не страной с дешевой рабочей силой - по крайней мере, для высококвалифицированных специалистов. "Повышение зарплат в Германии происходит не так стремительно, как в Москве", - говорит Каст.
Это известно и Игорю Юристу. В крупных российских городах предприниматель, специализирующийся на программном обеспечении, просто не может найти специалистов. "Программистов разбирают прямо со студенческой скамьи". Что касается уровня зарплат, то между Германией и Россией "практически не существует разницы".
Однако большинство программистов его компании работает все же в Санкт-Петербурге. В Гамбурге трудятся только семеро из его сотрудников. Но и это должно измениться: свой Tom-Tom-Translator, небольшое устройство, которое можно использовать в пути, Юрист разрабатывает в Германии. Скоро он планирует начать здесь производство.
Бизнес-клуб заботится об имидже
И все же нельзя утверждать, что российские инвесторы заработали свои деньги совсем уж честным путем. В 1990-е годы, говорит Владимир Папков, они "могли заработать свой первый миллион только благодаря весьма вольному толкованию закона и права". Папков с его агентством Kronstadt оказывает услуги российским компаниям, которые хотят начать свою деятельность в Германии. Он отмечает небывалый прирост прежде всего в транспортном секторе - только в порту Гамбурга объемы германо-российской торговли ежегодно растут на 30%.
Для того чтобы о честных предпринимателях стало известно, Папков вместе с единомышленниками организовал в Гамбурге германо-российскую торговую гильдию. Государственные компании в нее войти не могут, члены гильдии соблюдают принципы рыночной экономики и придерживаются подобающих бизнес-практик. Это общество насчитывало год назад 25 членов, сегодня их уже 50. Только в Гамбурге, по словам Папкова, они предоставляют "сотни рабочих мест".
"Мошеннический характер первого периода капитализма в России не должен продолжаться и дальше", - говорится в уставе гильдии. Будучи своего рода бизнес-клубом, гильдия хочет создать "новый имидж русскоязычного бизнеса".