После окончания холодной войны мы все больше привыкаем к таким угрозам, как терроризм, когда у врага нет ни государства, ни территории. Но вскоре перед нами встанут новые стратегические проблемы, подобные обеспечению энергетической безопасности. Ископаемое топливо будет использоваться в качестве орудия достижения политических целей. Энергетическая безопасность станет синонимом национальной и экономической безопасности.
Две недели назад Россия объявила о своих претензиях на 460 тыс. квадратных миль Северного Ледовитого океана. По словам ученых, в районе, на который дерзко положила глаз Россия, может находиться 10 млрд тонн газа и нефти. И пусть у этих смехотворных претензий нет законного обоснования, Западу следует всерьез отнестись к подобной угрозе со стороны России.
Россия соперничает с Саудовской Аравией за звание крупнейшего в мире экспортера нефти. По оценкам, она располагает самыми большими в мире запасами природного газа - они составляют 1680 трлн кубических футов. Это почти вдвое больше, чем у Ирана, занимающего второе место в мире по запасам газа. Если в годы холодной войны основу сил Советского Союза составляли военная мощь и ядерное оружие, то сейчас российская элита считает своей главной опорой энергетические ресурсы.
Россия показала, что будет использовать энергетические резервы для решения все более масштабных внешнеполитических задач. Примером стало снижение поставок газа на Украину в ходе спора между двумя странами, а также удвоение цен на газ для Грузии в 2005 году.
Именно из российских нефтедолларов будут взяты те 189 млрд долларов, которые планируется вложить в вооруженные силы с настоящего момента до 2015 года. Армия приобретет более 1 тыс. новых самолетов и вертолетов, 4 тыс. новых танков и бронемашин, создаст новый подводный флот. Новые ракеты будут снабжены ядерными боеголовками. Зависимость Запада он нефти и газа заставляет нас платить за создание угрозы нам же самим.
Сообщения о том, что Россия выходит из Договора об обычных вооруженных силах в Европе лишь увеличивает беспокойство: какую же позицию занимает Путин в вопросе безопасности?
Еще одним источником противоречий является конфликт вокруг дела Литвиненко.
К несчастью, опасность исходит не только от России. Терроризм представляет значительную угрозу мировой энергетической системе, в особенности транспорту и инфраструктуре. Усама бен Ладен назвал нефтеперерабатывающие заводы "стержнем" мировой экономики. Об этой опасности напоминает попытка "Аль-Каиды" организовать в прошлом году теракт на нефтеперерабатывающем заводе в городе Абкаик в Саудовской Аравии.
Будущие атаки могут повредить мировой экономике гораздо серьезнее. Нападение на супертанкер в Малаккском проливе может вызвать взлет цен на нефть и больно ударить по экономике стран, которые едва справились с последним повышением. Если морские поставки нефти в Японию будут нарушены, пусть даже временно, во всем мире может сложить атмосфера неуверенности. Из-за скачка цен на топливо развивающиеся страны могут потерять все выгоды от международной помощи и списания долгов. Жестокой реальностью станет "нефтяная бедность".
Страх перед терроризмом вполне обоснован. В 2002 году террористы "Аль-Каиды" протаранили на заминированной лодке французский танкер у берегов Йемена. К счастью, судно не затонуло.
Система глобальных энергетических поставок означает, что для нас особенно опасны удары по "болевым точкам" - транспортным узлам по всему земному шару. Их куда больше, чем было раньше, когда достаточно было патрулировать Ормузский пролив. Теперь эти узлы повсюду: от Панамского канала до Красного моря и морей Юго-Восточной Азии.
Так что же можно сделать для защиты энергетических ресурсов, перерабатывающих предприятий и транспортных каналов?
Важную роль в этом предстоит сыграть ЕС, особенно в той части, которая касается решения российских трудностей. Необходимо положить конец политике "разделяй и властвуй", которую проводит Кремль, договариваясь о "полюбовных сделках" с отдельными странами. Европейская комиссия должна бороться против протекционизма и национальных монополий, создавать действительно свободный энергетический рынок. Тесная взаимосвязь снизит опасность прекращения поставок, которая грозит тем, кто не нравится Кремлю.
Однако сил одного лишь ЕС для этого не хватит. Ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности Запада должно сыграть НАТО. У ЕС нет военных ресурсов и политической воли, чтобы добиться выполнения амбициозных требований к энергетической безопасности. В политическом смысле ЕС слабее, чем России, а в военном - значительно слабее. Жозе Сократеш, премьер-министр Португалии и нынешний председатель ЕС, недавно четко дал понять, что будет избегать конфронтации с Россией.
Норвегия и Турция, ценные участники Североатлантического альянса, не являются членами Европейского союза. А без поддержки этих двух государств никакой стратегии по обеспечению энергетической безопасности реализовать не удастся. Оба государства сыграли важнейшую роль в составе НАТО в годы холодной войны - они единственные из всех членов альянса имели границы с Советским Союзом. И после холодной войны они не утратили своей геостратегической значимости. Расположенная на юге Турция - ворота к сырьевым кладовым Кавказа и Каспийского бассейна. Расположенная на севере Норвегия выходит к богатому ресурсами Северному Ледовитому океану. Если НАТО получит более важную роль в обеспечении энергетической безопасности, это поднимет престиж Турции и даст реформаторам больший простор для маневра, несмотря на близорукое отношение к расширению ЕС, свойственное некоторым из основных членов союза.
Сложность вопроса об энергетической безопасности провоцирует желание отвернуться в надежде, что с ним разберется кто-то другой. Для обеспечения энергетической безопасности понадобится защищать морские объекты и трубопроводы, а чтобы сделать это в условиях глобальной взаимозависимой экономики, где опасности едины для всех, нужны новые международные соглашения.
Логичным было бы привлечь к подобному проекту НАТО - альянс обладает как военной, так и политической силой. Угроза реальна, и последствия происходящего могут оказаться огромными.