Обозреватель The New York Times Дэвид Брукс приглашает читателей в мир современного самовлюбленного человека. "Для человека, страдающего нарциссизмом, характерно раздутое самомнение, постоянная потребность в том, чтобы им восхищались, и полная неспособность сопереживать другим. (...) Самовлюбленность - самое ценное его достояние. (...) Его раздражает любой, кто посягает или не обращает внимания на его величие. Если кто-то пренебрегает им, он воспринимает это как злонамеренную атаку. Если кто-то угрожает его репутации, он видит в этом кощунство. Он считает себя вправе наказать злоумышленника за его наглость. А так как сам он играет по другим правилам, а ставки велики, он может позволить себе в такой ситуации что угодно", - так характеризует Брукс нравственные установки самовлюбленного нарцисса.
Мел Гибсон, по мнению Брукса, поразительно подходит под такое описание, достаточно послушать, как он разговаривает со своей бывшей любовницей Оксаной Григорьевой.
Это довольно незамысловатая история: голливудская знаменитость Гибсон бросает жену ради связи с прекрасной юной поклонницей. Со временем она, по-видимому, устает от роли второго плана в этой оде его величию и пытается идти своим путем. Этот раскол воспринимается Гибсоном как "посягательство на его статус" и "подлое предательство истинной веры", отмечает Брукс. В разговоре с ней он оскорбляет ее честь, ум, женственность, материнские качества и все остальное. "Вообразите все известные вам грубые и унизительные слова. Они обрушиваются шквалом. Он не просто спорит с ней, а пытается стереть ее в порошок, полностью уничтожить", - пишет газета. "Поразительно, как он возмущен, даже не пытаясь объяснить, что именно она сделала не так. Поразительно, как быстро в его словах чередуются праведность и отвращение. Поразительно, как многого он требует. Поразительно, какое удовлетворение, похоже, доставляет ему его праведный гнев", - отмечает Брукс.
"Самое печальное, что Гибсон не один такой", - продолжает издание. Нарциссизм свойственен на удивление многим людям: согласно исследованию, проведенному Национальным институтом здравоохранения (National Institutes of Health), 6,2% американцев страдают синдромом нарциссизма. В книге "Эпидемия нарциссизма" Джин Твендж и Кит Кэмпбелл приводят эти данные в доказательство того, что после 1970-х годов произошел резкий рост самооценки американцев. Если в 1950 году на вопрос о том, считают ли они себя "важной персоной", положительно ответили 12% опрошенных подростков, то в конце 1980-х ответ "да" дали 80% девушек и 77% юношей. "Это не означает, что все они, подобно Гибсону, страдают нарциссизмом, но наводит на мысль о начале эпохи активизации саморекламы и закате культуры самоуничижения", - полагает автор статьи.