Президент России Владимир Путин бросил вызов гражданскому обществу. В своем обращении к Федеральному собранию в прошлом месяце он ясно дал понять, что государство в России царствует безраздельно. Его речь окончательно показала, каким мрачным стал российский политический ландшафт.
В постсоветский период Россия была на пути к становлению открытого общества. Теперь Россия рискует вернуться к эпохе, которая, казалось, ушла навсегда.
Когда Путин пришел к власти в 2000 году, его первоочередной задачей было собрать Россию по кусочкам. Его действия по возрождению страны казались необходимыми для нейтрализации анархии последних лет правления Ельцина. Он восстанавливал слабое и разрозненное государство, где невозможно ни собрать налоги, ни применить власть закона, ни контролировать большую часть территории. 13-процентные ставки подоходного налога успокоили нервничающих инвесторов. Высокие цены на нефть тоже сыграли положительную роль.
Но либерализация экономики в России не означает демократии. Создается впечатление, что Путин взял в качестве примера Сингапур или Чили времен Пиночета, сделав основным приоритетом экономическую стабильность. Россия больше преуспела бы, если бы брала пример с новых членов Евросоюза, которым удалось успешно совместить экономический и политический либерализм.
При этом надо заметить, что Путин дал России то, в чем она больше всего нуждалась: стабильность. Последние опросы общественного мнения показывают, что Путин чрезвычайно популярен - его поддерживают порядка 80% населения.
Перевыборы Путина, состоявшиеся в марте, только усилили его полномочия. Теперь он контролирует больше двух третей Думы, а значит, может в любой момент изменить конституцию по своему усмотрению. Две оставшиеся либеральные партии не получили мест в парламенте, так как не смогли преодолеть необходимый 5-процентный барьер.
Под наблюдением Путина практически полностью исчезло независимое телевидение. Горстку оставшихся независимых газет читает очень незначительная часть 146-миллионного населения России.
Речь Путина, обращенная к Федеральному собранию, вызвала опасения, что следующей мишенью могут стать активисты правозащитного движения. В прошлом месяце центральный офис казанских правозащитников подвергся нападению, его разгромили люди в масках. На прошлой неделе МВД потребовало от Британского совета в России финансовые документы и даже выразило сомнения в правомерности деятельности этой организации на территории страны.
Путин сделал все возможное, чтобы тема Чечни исчезла из заголовков. Он добился этого не разрешением конфликта, а давлением на независимую прессу. В результате протеста со стороны российских властей было отозвано приглашение Анне Политковской, журналистке, лауреату нескольких премий, автору книги о Чечне, на дискуссию на Франкфуртской книжной ярмарке.
Между тем война в Чечне не утихает. Международная правозащитная организация Human Rights Watch сообщила, что в прошлом году количество пропавших в Чечне людей было наибольшим с начала второй войны в 1999 году. Несмотря на разрушения и человеческие потери, Путин продолжает настаивать на применении силы для подавления выступлений в этом регионе.
Больше года назад я решил закрыть свой российский фонд, посчитав, что государство теперь в состоянии осуществлять полномасштабные инициативы в области образования и здравоохранения, которые я финансировал в течение последних 15 лет. Я продолжал участвовать в судьбе русского народа и вложил в России почти миллиард долларов. Я приветствовал начинания таких бизнесменов, как Михаил Ходорковский, по продолжению работы по формированию гражданского общества, осуществлению интернет-проектов, поддерживая эти усилия из средств своего фонда.
Арест Ходорковского вызвал мрачные чувства у всего делового сообщества. Каждый, кто примерял на себя мантию филантропа, прекрасно знает, что без одобрения со стороны государства сделать ничего невозможно.
Путин должен понять, что Россия никогда не станет здоровым государством, если гражданское общество в ней будет задушено. Российская бюрократия, ожидающая команд сверху, проявляет признаки нерешительности.
Попытки Путина модернизировать Россию не могут завершиться успехом, если критическая мысль не будет получать поддержки. Если Путин не переменит курс, он нанесет ущерб тому, к чему больше всего стремится, - сильному государству. В таком случае экономический подъем, которого он так добивается, может ускользнуть.
Джордж Сорос - финансист и филантроп, основатель Института открытого общества.