Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 июня 2004 г.

Жан-Пьер Струбан и Даниэль Верне | La Stampa

Генеральный секретарь НАТО: "Невежливо хлопать дверью"

Генеральный секретарь НАТО Йаап де Хооп Шеффер готовит саммит в Стамбуле.

- 28 июня, за два дня до передачи временному иракскому правительству суверенитета, НАТО соберется в Стамбуле. Господин Генеральный секретарь, означает ли это, что планируется предоставить какую-то роль НАТО?

- Было бы странным, если бы в Стамбуле главы государств и правительств не обсуждали Ирак. Но ключ ответа на ваш вопрос надо искать в Багдаде, а не здесь, в Брюсселе, в Париже или Вашингтоне. Почему? Существует резолюция Совета Безопасности ООН. После 30 июня в Багдаде будет временное правительство, на 100% легитимное. Это правительство будет обладать властью над многонациональными силами: именно оно будет решать, захочет Ирак или нет, чтобы НАТО была отведена какая-то роль. В настоящее время в Ираке представлены 16 стран Североатлантического альянса, НАТО поддерживает многонациональную дивизию под польским командованием. Речь не идет о миссии НАТО в прямом смысле слова, но этот вопрос нельзя не обсудить в Стамбуле.

- Жак Ширак сказал, что НАТО не имеет никакого отношения к этой миссии. Вы с ним согласны?

- Французский президент, также как и германский канцлер Герхард Шредер, если я их правильно понял, не возражали против обсуждения в рамках НАТО, если правительство Багдада обратится с подобной просьбой. Я убежден в одном: если на основе резолюции СБ правительство Багдада попросит НАТО сыграть определенную роль, мы не сможем захлопнуть дверь перед его носом. Это было бы невежливо.

- Соединенные Штаты оказывают давление, с тем чтобы НАТО вмешалось в ситуацию в Ираке. Если Багдад об этом попросит, какую форму может обрести эта миссия? Увеличение поддержки Польше, создание оперативного штаба, отправка войск, обучение иракской армии?

- Вы представили некоторые варианты, но я вновь хотел вы повторить, что ключи к решению проблемы находятся в Багдаде. Надеюсь, что некоторые арабские страны примут участие в многонациональных силах. В интересах иракского правительства, чтобы эти силы были как можно более многочисленными. В резолюции СБ ООН делаются ссылки на региональные организации. НАТО является одной из таких структур. НАТО не может избежать дискуссии по этому вопросу. С какой целью? Я не могу сказать об этом сегодня, это предмет обсуждения. Моя задача как Генерального секретаря заключается в подготовке дискуссии. Не мне говорить о том, какую роль может сыграть Североатлантический альянс.

- Учитывая опыт в Афганистане, вы считаете, что НАТО располагает средствами, чтобы ответить на просьбу Багдада?

- Думаю, что ответ будет положительным. Все убеждены в том, что международное сообщество не может позволить себе потерять ни Афганистан, ни Ирак.

- Именно в Афганистане страны НАТО наталкиваются на трудности, связанные с расширением своих миссий.

- Не надо формировать такое мнение, что основная ответственность в данном случае ложится на НАТО: эта задача стоит перед правительством президента Хамида Карзая. НАТО призвано играть дополняющую роль. Было бы иллюзией полагать, что в каждом населенном пункте можно разместить по солдату. НАТО не несет комплексной ответственности за Афганистан, но в Стамбуле будет решаться вопрос о создании 5 команд по реконструкции.

- Это проблема средств?

- Отчасти да. Я бы хотел, чтобы в Стамбуле были достигнуты договоренности по общим критериям вклада каждой страны - члена НАТО и по обязательствам на длительную перспективу, поскольку мы вовлечены в миссии, предполагающие преемственность.

- Другим вопросом повестки дня саммита в Стамбуле будет роль НАТО в проекте "Большой Ближний Восток". "Восьмерка" урезала амбиции американцев. То же самое произойдет и в отношении Североатлантического альянса?

- Я думаю, что главы государств и правительств примут решение об активизации диалога, который на протяжении 10 лет мы развиваем со странами Средиземноморья, Магриба, Израилем и Иорданией. Он может быть расширен за счет стран перечисленных регионов.

- Например, за счет стран Персидского залива?

- Именно. Результаты проведенных нами опросов положительные. За исключением, может быть, Египта. Речь не идет о навязывании чего-либо кому-либо. Следует посмотреть, что одни и другие могут получить от сотрудничества. Декларация "восьмерки" - сбалансированный документ. Я бы хотел, чтобы таким был заключительный документ стамбульского саммита, как в отношении средиземноморского диалога, так и по инициативе о сотрудничестве.

- Если НАТО будет присутствовать в Персидском заливе, НАТО уже не будет тем, что вы называете "региональной организацией".

- В планы НАТО не входит становиться "мировым жандармом": у него нет ни средств, ни желания. Но дискуссия по теме операций "вне зоны", которые мы проводили на завершающем этапе холодной войны, уже закончена. Если союзники убеждены, что НАТО заинтересовано в какой-либо миссии - а Североатлантический альянс основан на консенсусе, - она будет осуществляться. Но речь не идет о глобальной роли: у членов альянса нет ни возможностей, ни соответствующих амбиций.

Источник: La Stampa


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru