Поселок Нисанит, что на севере сектора Газа, находится в десятке километров к югу от Ашкелона, на самой "зеленой линии", отделяющей Израиль от палестинских территорий. К югу от него, в 250 метрах от египетской границы, находится Рафиях-Ям. Эти два поселения, наряду с другими 19, должны быть эвакуированы "до конца 2005 года", говорит израильский премьер-министр Ариэль Шарон.
37-летний таксист Ицик Гвили покинул Ашкелон 11 лет назад, чтобы поселиться в Нисаните с Лидией. Трое их детей родились уже здесь. "Иначе было невозможно", - говорит он. Правительство предлагало молодым супружеским парам возможность приобрести участок в 500 м2 за 4 тысяч долларов. Строительство дома обошлось им в 100 тысяч долларов. "В Ашкелоне такой же участок стоил бы уже 120 тысяч долларов..."
Ицик и Лидия хотели бы остаться, но "ничего не поделаешь". Лидия рискует потерять работу, переехав в Израиль. Говорят о компенсации: 200 тысяч, 300 тысяч долларов... "Те, кто заставил нас приехать сюда, должны возместить нам ущерб, я не хочу терять этот уровень жизни. Но я не строю иллюзий: в Ашкелоне такой же дом стоит 400 тысяч доларов", - говорит Ицик. Скинувшись с соседями, они наняли адвоката, который будет представлять их интересы в предстоящих тяжбах.
Надежда на мир. Между тем жители "92% домов" поселения Гуш-Катиф подписали резолюцию, в которой отказываются от этих денег. "В глубине души большинство людей думают как я, но мало кто в этом признается", - улыбается Ицик, называющий себя человеком "менее идеологизированным, чем поселенцы Гуш-Катифа, и надеющимся на мир". За эти три года "сон превратился в кошмар" - на соседний дом упала ракета самодельного производства.
"Люди в Нисаните (1200 жителей), Дугите (20 семей) и Элей-Синае (50 семей), даже если сейчас они против, все же понимают, что придется согласиться. А в Гуш-Катифе они будут драться...", - замечает Ицик. Лидия настроена пессимистично: "Из-за этого отъезда сердце разрывается. Но все решают большие люди, не такие, как мы... Для детей это будет трудно. Мы потеряем имущество, а они - часть своей души. Это невосполнимо".
У въезда в поселение Рафиях-Ям, где проживает 23 светских семьи, ветер колеблет транспарант. На нем написано: "Братья из ЦАХАЛа, мы любим вас!"
"Да, я поселенец. Иногда я говорю "Израиль", словно Гуш-Катиф - это не Израиль", - смеется 48-летний Сократ Сусан, у которого на поясе висит "Смит и Вессон". В Рафиях-Ям он приехал в 1989 году. Родившийся в Везуле, земледелец и рыбак Сократ - немного философ, каким и должен быть человек с таким именем. "Я приехал в Израиль в 1984 году, я не был сионистом, просто полюбил Брижит и был немного авантюристом". 40-летняя Брижит, родившаяся в Тунисе, уехала во Францию в 1979 году, а в Израиль приехала в 1983 году. Их детям-близнецам по 9 лет.
Во Франции Сократ торговал бельем на рынках. Сегодня он занимается рыбной ловлей и сельским хозяйством. В теплицах площадью в один гектар он выращивает томаты вместе с 18 палестинцами из Рафаха. Дело это выгодное. Дом изначально площадью 86 м2 он превратил в особняк в 242 м2, но "перестал строить, когда заговорили об эвакуации".
"Через два месяца, может быть, все будет кончено! Я просто хочу получить деньги за свой труд. На что я смогу купить новый дом?"
Тем не менее он согласен на эвакуацию: "Если арабы будут продолжать нападения, у Израиля будет больше прав на контратаки". Сократ ходил в совместные патрули с палестинцами. "Если евреям и арабам будет лучше, я согласен, чтобы мы снова зажили так, как это было до терактов. Пусть живут полтора миллиона арабов. Я кормлю их, они кормят меня. Мы нужны друг другу".
Сократ не станет разрушать свой дом. "Я надеюсь, он достанется палестинцам, которые этого заслуживают, кому-то, кто работал у меня, например, но только не хамасовцу. Палестинцы - люди доброжелательные. Не то чтобы они нас любили, но мы с ними ладим".
Чувствует ли он обиду на Шарона? "Шарон очень много сделал для Израиля, и он делает это для блага страны. Он нас любит, но у него есть свои соображения: иначе США и Европа сядут нам на голову". "Деньги - это еще не все в жизни, - рассуждает Сократ. - Земля по-прежнему вертится, и нужно вертеться вместе с ней!"