Роберт Амстердам, канадский адвокат российского нефтяного миллиардера и бывшего главы энергетического концерна ЮКОС Михаила Ходорковского, приговоренного в Москве к девяти годам лишения свободы, в Берлине резко критиковал в среду российскую политику правительства Германии. Он обвинил канцлера Герхарда Шредера в активном участии в разрушении концерна ЮКОС, которое после ареста Ходорковского в октябре 2003 года выражалось в призывах немецкой энергетической отрасли к усилению присутствия в России.
Одновременно 49-летний канадец осудил Deutsche Bank, который в одном документе стратегического значения посоветовал своему клиенту, российскому полугосударственному энергетическому концерну "Газпром", приобрести на аукционе стержневое предприятие ЮКОСа, нефтедобывающую фирму "Юганскнефтегаз". После того как американские владельцы ЮКОСа добились в Техасе постановления суда, направленного против проведения аукциона, "Газпром" все же отмежевался этого проекта.
"Юганскнефтегаз" достался единственному претенденту - подставной фирме "Байкалфинансгруп". Тем не менее, "движитель этой до сих пор беспрецедентной экспроприации" находится в Германии, сказал адвокат в беседе с корреспондентом Tagesspiegel. Шредер, который назвал Путина "истинным демократом", действует на международной арене как "прачечная по отмыванию репутации" российского самодержца.
Когда в 1999 году Владимир Путин пришел к власти, отношения между двумя главами государств было скорее ледяными. Тогда Шредер критиковал российскую политику в Чечне. Сегодня тесное переплетение немецких и российских энергетических интересов входит в число первоочередных внешнеполитических задач красно-зеленого правительства.
От смены правительства в Германии Амстердам ожидает, прежде всего, более критической политики в отношении России. Кроме того, он заявил, что собирается продолжить борьбу за освобождение своего доверителя Ходорковского на политическом уровне. Возможности движения по инстанциям еще не исчерпаны, однако в вышестоящем Московском городском суде он на успех не рассчитывает. В России суд высшей инстанции подтверждает 99,5% всех решений.