Предлагаем вашему вниманию некоторые материалы из докладов о России, которые публикуют сегодня FT и WSJ, касаясь политики, экономики, актуальных явлений и событий. Чтобы стать модернизатором, одного "айпада" недостаточно, указывают обозреватели Медведеву, признавая, что интернет становится ценной площадкой для свободы слова. Российские спортсмены получают совет "уже начать тренироваться" - у Путина большие амбиции.
Одна из статей в The Wall Street Journal называется "Партнеры по спаррингу". Проблема-2008 (как удержать у власти режим Путина, соблюдая конституционный лимит на два президентских срока), видимо, была удачно разрешена, пишет журналист Джулиан Эванс. Теперь встает новая: кто - Путин или Медведев - станет следующим президентом?
Автор перечисляет аргументы в пользу Путина: более высокий рейтинг, больше опыта, более широкая база. Впрочем, Медведева поддерживают "некоторые олигархи времен Ельцина, сумевшие сохранить свои капиталы и одобряющие модернизацию и большую открытость России". "Западу также нравится воображать, что новый президентский срок Медведева будет более либеральным, чем третий путинский", - говорится в статье. "Похоже, для того чтобы на Западе тебя сочли либералом, достаточно взять в руки "айпад", - заметил по этому поводу аналитик Глеб Кузнецов. Как бы то ни было, образованный российский средний класс без раздумий поддержит Медведева, если альтернатива - Путин, считает автор.
Еще одна статья на страницах The Wall Street Journal посвящена рунету. Интернет подрывает жесткий контроль российского государства над традиционными СМИ, пишет издание. "Несмотря на то, что телевидение остается основным источником новостей для 80% россиян, интернет его быстро нагоняет", - пишет автор, отмечая, что влияние государства на интернет в России минимально.
Госконтроль над главными телеканалами продолжает сказываться на всех аспектах российской культурной жизни. Иногда известные люди - например, Юрий Шевчук на встрече с Путиным в 2010 году - критикуют правительство. Но в случае с Шевчуком государственное телевидение показало лишь ответы Путина, а не само критическое выступление, пишет автор.
Но интернет - все более популярный источник новостей: по данным "Левада-центра", доля россиян, получающих политические новости из сети, с 2007 года выросла с 13 до 31%. "У некоторых политических блогеров, например у Алексея Навального, читателей больше, чем у федеральных газет, через интернет блогеры делятся документами и видеозаписями, которые подчеркивают коррупцию среди чиновников и злоупотребления властью", - говорится в статье.
Этой же теме посвящен один из материалов The Financial Times, озаглавленный "Сеть становится ценной площадкой с точки зрения свободы слова".
Интернет - один из секторов, которые лучше всего отражают однобокое развитие России, пишет Лейла Бултон. "Интернет как бизнес сильно окреп и благодаря высокому уровню российских ученых и математиков создал отечественный поисковик "Яндекс", уверяющий, что он "лучше, чем Google". Но попытки властей создать в Подмосковье русскую Кремниевую долину демонстрируют: плохой инвестиционный климат не оправдывает ожиданий в плане человеческого ресурса".
В политическом отношении возврат к авторитаризму превратил сеть в ценную, хотя и несовершенную площадку для дискуссий, продолжает журналистка. "Интернет делает удобоваримой жизнь в России в XXI веке так же, как анекдоты в советский период". По некоторым прогнозам, охват России интернетом в ближайшие четыре года увеличится с 40 до 70%, но в онлайн-дебатах участвует сравнительно небольшая доля населения, говорится в статье.
По мнению аналитика Марии Липман, революция через соцсети в арабском стиле в России маловероятна: "Люди все больше сердятся, но общего тезиса - что "мы ничего не можем изменить" - это не меняет".
The Financial Times пишет о такой проблеме России, как нефтегазовая зависимость. Большую часть прошлого десятилетия Россия уютно себя чувствовала благодаря неуклонно растущим доходам нефтегазовой отрасли, пишет журналист Чарльз Кловер. Но некоторым российским лидерам ясно: зависимость от экспорта нефти и газа - на деле лишь помеха для страны, которая стремится в высшую лигу развитых государств. Накануне Петербургского экономического форума, задуманного как демонстрация "западных" граней России, страна все более походит на ближневосточную нефтяную автократию, а не на молодую европейскую демократию, замечает автор.
Министр финансов Кудрин предрек, что эра роста на основе нефти завершается, но, по мнению Кловера, несмотря на обещания Медведева, реформ в России доселе наблюдается мало. "Ключевой фактор для любых попыток экономической модернизации - увеличение инвестиций", а в России инвестиции составляют 20% от ВВП, против 40% в Китае. Причины дефицита внутренних инвестиций: большие траты россиян на потребление, тот факт, что в бюджете 70% - расходы на социальную сферу, низкие нормы сбережения, обусловленные тем, что учетные ставки по вкладам отстают от темпов инфляции.
Попытки Медведева руководить экономикой осложняются конкуренцией президентской администрации с кабинетом министров, который подчиняется Путину, считает обозреватель. Медведев по возможности совмещает борьбу за экономические реформы с попытками расширить свою политическую власть. Его стратегия чем-то напоминает о Горбачеве, который в 1980-е годы отождествил себя с реформами и благодаря этому укрепил свою политическую мощь в ущерб "старой гвардии" Политбюро. "Вероятно, ход реформ будет зависеть от того, кто в 2012 году станет президентом", - делает вывод Кловер.
"Улучшение российско-американских связей дает надежду на новую эру в отношениях" - пишет в своем российском материале в The Financial Times Нил Бакли. По его мнению, создание более благоприятной основы для двусторонних отношений, испортившихся в последний период Путина и Буша, было одним из главных вызовов для Барака Обамы. "США знали, что нуждаются в российской помощи в таких ключевых вопросах, как борьба с распространением ядерного оружия и терроризмом". Вопрос в том, как долго продлится эта оттепель. "Российские внешнеполитические ястребы спешат предупредить, что в случае прихода республиканской администрации "перезагрузка" может получить обратный ход", - отмечает корреспондент. Среди вопросов, продолжающих вызывать раздражение, - расширение НАТО на Украину и Грузию и американский проект ПРО в Европе.
Еще большее разочарование для российской стороны - развитие деловых связей. России нужны американские технологии и инвестиции, однако улучшение внешнеполитических отношений - необходимое, но недостаточное условие для притока инвестиций из США, подчеркивает газета, повторяя постулат: для привлечения денег из США и других западных стран необходимо улучшение инвестиционного климата и верховенство закона для обуздания коррупции.
The Wall Street Journal обращает внимание на парадоксальную ситуацию с российскими IPO. "Парадокс российских фондовых рынков: с одной стороны, рынки вроде бы переживают бум... Но с другой стороны, первичное размещение российских акций происходит с затруднениями", - говорится в статье.
Российские IPO "исторически показывают результаты ниже ожидаемых" и безупречной репутацией не располагают. Более комфортно чувствуют себя на российском рынке те, кто инвестирует в долговые инструменты на развивающихся рынках. Проблема в том, что уровень эмиссии долговых обязательств снижается. Обозреватель The Wall Street Journal связывает это обстоятельство с тем, что российские добывающие компании не испытывают нехватки наличности. В то же время "биржевые инвестиционные фонды являются для зарубежных инвесторов легким способом получить доступ на растущий российский рынок без необходимости прилагать усилия, вникая в отчеты российской компании и в сложную политическую обстановку".
"Так любят западные портфельные инвесторы Россию или нет?" - задается вопросом автор статьи. Популярность российских биржевых инвестиционных фондов, по его мнению, связана с ростом цен на нефть. Он приводит слова эксперта из Bank of America Merrill Lynch, который считает перспективы России "очень позитивными": экономика этой страны будет "и впредь поддерживаться высокими ценами на нефть".
"Зарубежные инвестиции в России - одна из тех вещей, над которыми Путин не властен. Каждый год обязательно бывает несколько крупных сделок, но более серьезный приток прямых инвестиций из-за рубежа зависит от подлинных улучшений в инвестиционном климате страны", - заключает обозреватель.
Российский немногочисленный, но образованный средний класс покидает родину ради шансов и свобод за границей. Молодые россияне говорят: кто бы ни стал президентом в 2012 году, Россией будет управлять прежняя кучка политиков и офицеров спецслужб, пишет The Wall Street Journal в статье "Почему они уезжают?".
По данным "Левада-центра", в 2002 году самой распространенной причиной для эмиграции люди называли финансовые соображения, в 2009 столь же распространенными социально-культурные основания. Некоторые образованные россияне чувствуют отчужденность в связи с контролем государства над теленовостями, кино и даже поп-музыкой, говорится в статье. Еще более важный стимул для отъезда - низкое качество жизни в России, считает автор. Семейная жизнь здесь труднее, система здравоохранения разрушена, очень трудно найти место в школе или детском саду.
"Амбициозных молодых россиян также обескураживает ненадежность прав собственности в России. В Лондоне полно российских бизнесменов, которым пришлось вылетать ближайшим рейсом British Airways, когда они или их политические покровители попали в опалу у властей", - говорится в статье.
Наконец, The Wall Street Journal публикует материал об олимпийских амбициях России. У России на ближайшие годы - напряженный график: Олимпийские игры в Сочи в 2014 году, чемпионат мира по хоккею в 2016 году, чемпионат мира по футболу в 2018 году. Россия, похоже, решительно настроена провести все мероприятия безупречно, отмечает корреспондент Джулиан Эванс.
"Для Владимира Путина проведение заметных спортивных мероприятий, похоже, важно для демонстрации личной и национальной власти, - констатирует издание. - Возможно, Кремль надеется, что спортивные победы могут стать сплачивающей страну национальной идеей. Путин любит подчеркивать свой имидж сильного и спортивного мужчины, олицетворяющего новую здоровую Россию, пришедшую на смену пьяным ельцинским годам. Единственное, что не в состоянии купить Кремль, - это успех. Сборная России по футболу не прошла отбор на ЧМ в прошлом году, на зимней Олимпиаде-2010 Россия не смогла войти в десятку медалистов, а национальная сборная по хоккею лишилась короны на чемпионате мира в мае. Российским спортсменам следовало бы уже начать тренироваться - на них поставлены большие деньги", - заключает издание.
Также по теме:
Санкт-Петербург: романтизированный город культурных символов (Financial Times)
Инвестиции: финансовые реформы добираются до Москвы медленно (Financial Times)