Российский немногочисленный, но образованный средний класс покидает родину ради шансов и свобод за границей, отмечает в своей статье для The Wall Street Journal журналист Джулиан Эванс. Так, 30-летний Константин Гаазе, редактор отдела политики "Московских новостей", - настоящий политический инсайдер, и, по идее, в условиях экономического бума в России у него блестящее будущее. Но Гаазе говорит: "Я подумываю уехать в Израиль. Это вопрос экономических возможностей. Система госкапитализма, которая тут сформировалась, уничтожает социальные лифты для молодых образованных людей".
История Гаазе не уникальна - утечка талантов из России набирает обороты, говорится в статье. "Предполагается, что мы должны 10-20 лет работать, чтобы купить квартиру, и лет пять - чтобы купить машину. Нет шансов на повышение по службе. Очень трудно создать собственное дело. Ставки по кредитам - 20-30% в год, система очень сильно регулируется. Самая надежная работа - в государственных структурах. Но я этим уже занимался, больше не хочу", - пояснил Гаазе.
Аналитик Дмитрий Орешкин в статье в "Новой газете" заявил, что нынешняя волна эмиграции из России сравнима по масштабу с эмиграцией после 1917 года. Настораживает, что уезжают самые сильные и одаренные, отметил Орешкин.
62,5% участников опроса "Новой газеты" сказали, что не исключают идею об отъезде, так как недовольны состоянием экономики и политическим режимом. По данным "Левада-центра", число респондентов, подумывающих переехать за границу, выросло с 42% в начале президентства Путина до 44% в 2009 году, хотя уровень жизни за этот период повысился. "Подавляющее большинство тех, кто сознался в желании уехать, - лица младше 35 лет, жители крупных городов, владеющие иностранным языком. Этот слой - небольшая доля от населения России, но он олицетворяет экономическое, политическое и культурное будущее страны", - говорится в статье.
По мнению аналитика Глеба Кузнецова, в прошлом менеджера избирательной кампании "Единой России", причины эмиграции - "открытость границ и психологическая усталость от государства". В светлое будущее больше не верят даже государственные служащие, замечает Кузнецов.
По данным "Левада-центра", в 2002 году самой распространенной причиной для эмиграции люди называли финансовые соображения, в 2009 столь же распространенными социально-культурные основания. Например, некоторые образованные россияне чувствуют отчужденность в связи с контролем государства над теленовостями, кино и даже поп-музыкой, говорится в статье.
Более важный стимул для отъезда - низкое качество жизни в России, считает автор. "Семейная жизнь здесь труднее, система здравоохранения разрушена, очень трудно найти место в школе или детском саду", - отметил Гаазе.
Состоятельные россияне все чаще стараются дать детям образование на Западе. "Обучение детей на Западе было модой, а теперь считается необходимостью. Российская система образования на грани коллапса", - пояснила Даша, чье лондонское агентство готовит российских детей к учебе в западных частных школах.
"Амбициозных молодых россиян также обескураживает ненадежность прав собственности в России. В Лондоне полно российских бизнесменов, которым пришлось вылетать ближайшим рейсом British Airways, когда они или их политические покровители попали в опалу у властей", - говорится в статье. По мнению Себастьяна Лоусона из юридической фирмы Freshfields, опасность поглощения фирм государством возросла после экономического кризиса: госбанки - крупнейшие заимодавцы.
Кремль осознает многие проблемы, толкающие образованную молодую элиту к эмиграции, отмечает автор. Медведев старается позиционировать себя как ее представитель, ратует за модернизацию экономики и уменьшение роли государства в ней. "Правительство также начало громкий проект с бизнес-школой и дерегулируемой экономической зоной "Сколково", - отмечает автор.
Впрочем, многие молодые образованные россияне в интервью газете заметили, что, кто бы ни стал президентом в 2012 году, Россией будет управлять все та же кучка политиков и офицеров спецслужб. "Если в кадровой политике путинской элиты ничего не изменится, то Россия в 2018 году будет больше всего похожа на Тунис или Египет в 2011", - заметил Кузнецов.