Соглашение об углублении военных связей, подписанное на этой неделе Россией и Ираном, показывает, какая сложная задача стоит перед администрацией Буша в сфере безопасности. Речь идет об активизирующемся, но не признаваемом в полной мере сотрудничестве государств-изгоев с ведущими мировыми державами.
Соглашение, согласно которому в Иран может быть продано оружия на сумму в миллионы долларов, является очередным примером этой тревожной тенденции. Бомбардировка силами США и Великобритании модернизированных иракских радаров и командных пунктов, расположенных неподалеку от Багдада, была реакцией на другое подобное соглашение: одной из главных причин для удара была усиливающаяся угроза со стороны противовоздушных систем Ирака, которые, благодаря китайским консультантам, в настоящее время оснащаются стекловолоконным оборудованием.
Очередные проблемы, возникшие в сдерживании Ирака, говорят о приближении новой эры, государства-изгои начинают вести себя по-иному. Режимы этих стран способствуют распространению насилия и терроризма, они создают биологическое, химическое и ядерное оружие, а также ракеты, способные перенести этот груз на тысячи миль.
В ходе периода, наступившего с окончанием холодной войны, государства-изгои - такие, как Ирак, Северная Корея и Иран - считались изолированными отщепенцами, одиночками, с которыми Вашингтон может разобраться по отдельности, не тревожась по поводу их контактов с сильными государствами. Это время прошло.
Москва и Пекин возобновили применявшуюся в ходе холодной войны практику использования в своих интересах государств-посредников. Но вместо того, чтобы решать свою идеологическую задачу по распространению коммунистических идей, они используют изгоев в своих стратегических и даже коммерческих интересах.
Российские компании, например, продают Ираку оружие, а Ирану ядерные компоненты, создавая угрозу интересам США и их союзников на Ближнем Востоке. Кремль считает это целесообразным. Таким образом, Москва отвечает на расширение НАТО на восток и демонстрирует свою заинтересованность в том, чтобы с ней считались в коридорах власти.
Пекин помогает Северной Корее работать над тайной ракетной программой, демонстрируя свое недовольство тем, что США продают Тайваню современные самолеты и корабли. Несмотря на заявления Китая о том, что он не имеет никакого влияния на соседнее госдарство, Пекин предоставляет Северной Корее материальную помощь, возвращает на Родину северокорейских беженцев и предлагает выступить в качестве образца того, как можно обеспечить экономический рост в стране с авторитарным режимом.
Год назад северокорейский лидер-затворник Ким Чен Ир совершил беспрецедентный визит в китайское посольство в Пхеньяне, продемонстрировав свое зависимое положение по отношению к Китаю. После этого он отправился в Пекин. Нет сомнений в том, что неожиданное согласие Севера провести саммит между главами государств Северной и Южной Корей, сначала получило благословение Пекина.
Нетрудно заметить, в чем состоят стратегические мотивы этих маневров: если снизится напряженность на Корейском полуострове, активное присутствие США на Юге утратит свой смысл.
Сотрудничество стран-изгоев - еще один пример изменения ландшафта международной безопасности. Такие разные государства, как Пакистан, Сирия и Ливия, покупают ракетные технологии у Пхеньяна и работают с Северной Кореей в области строительства систем переброски смертоносных боеголовок.
Какие возможности есть у американских политиков? Самое главное для США - это пересмотреть свою политику с учетом меняющеся обстановки. В силу того, что самой главной проблемой является угроза распространения оружия массового поражения, у Америки появляется больше оснований для создания американской противоракетной обороны, а также надежной ПРО для стратегических союзников за рубежом, эквивалетной НПРО. Только когда США будут чувствовать себя в безопасности от ракетных ударов и шантажа со стороны стран-изгоев, они смогут свободно проводить в жизнь свои внешнеполитические планы и реально защищать своих союзников.
Во-вторых, США должны прикладывать больше дипломатических усилий, направленных на то, чтобы прекратить российские и китайские продажи ракетной и военной технологии государствам-изгоям. Вовлечения России и Китая в коммерческую деятельность недостаточно для того, что подтолкнуть эти страны с созданию свободных рынков, укрепления прав человека и укреплению мирных отношений.
И наконец, Вашингтон должен строить мирную дипломатию, разделяя покровителей злодейских режимов и нейтрализуя изгоев. В силу разнообразия обстоятельств в этом направлении могут быть предприняты разные шаги, от скрытого силового давления и свержения диктаторов до вовлечения в соместные экономические и политические программы.
Какие бы шаги не предпринимали США, им стоит воздерживаться от показухи и популистского подхода, характерного для времени президентства Клинтона.