Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 марта 2001 г.

Пол Матил | Le Soir

Россия-Иран: опасное партнерство

По мнению Джоржа Буша, Россия больше не является противником, но от нее продолжает исходить угроза. Заявления Владимира Путина о военном сотрудничестве с Ираном служат лишь подтверждением этой оценки.

Между Россией и Ираном очень мало общего. За исключением противника, т.е. Соединенных Штатов. Вопрос заключается в том, достаточно ли этого, чтобы оправдать оскорбление, нанесенное Владимиром Путиным Джоржу Бушу: рамочное соглашение, подписанное в ходе первого визита в Россию президента Ирана Мохаммада Хатами, о возобновлении российско-иранского военного сотрудничества.

Договором предусматривается обучение иранских военных специалистов в России, а также поставки бронетанковой техники, самолетов и вертолетов, дизельных подводных лодок, современных средств радиосвязи, обеспечение доступа к технологиям, используемым в авиации, системах тактических ракет, а также поставки зенитно-ракетных комплексов S-300. Россия также поставит Ирану два реактора для АЭС, а также построит и осуществит запуск иранского спутника связи.

Внушительное меню. Геополитический интерес Ирана очевиден. Но какие интересы преследует Россия? Зачем поставлять Ирану, которого Вашингтон относит к числу стран-изгоев, технику, которая позволит исламской республике укрепить свой боевой потенциал и продолжать свою программу ядерных исследований и программу создания ракет большой дальности?

Экономика. Российская военная промышленность, которая еще недавно была основой промышленности всей страны, пребывает в состоянии свободного падения в условиях резкого сокращения заказов для национальной армии и большой конкуренции на мировом рынке. Спасти военную промышленность могут лишь экспортные поставки. С этой точки зрения, Иран - идеальный клиент: богатый и прагматичный.

Согласно официальным заявлениям, Москва будет ежегодно поставлять Ирану вооружение и оказывать услуги на суму 300 миллионов долларов. Эти цифры кажутся смешными, поскольку известно, что программа по перевооружению иранской армии оценивается в 25 млрд. долларов, и что Иран, третий по значению, после Индии и Китая, клиент, вероятно, предложил России заключить контракты на сумму почти 7 миллиардов долларов.

Идеальное партнерство?

Престиж. Путин всегда пользовался большой популярностью, но неудачная операция, которая должна была стать ?блицкригом? в Чечне, толкнула его на поиски психологической и политической компенсации. Путин попытался доказать, что в отличие от Бориса Ельцина, он в состоянии обеспечить России статус великой державы, способной противостоять Соединенным Штатам, пусть даже с риском спровоцировать возобновление напряженности с Вашингтоном.

И с этой точки зрения, Иран, которому Вашингтоном после исламской революции1979 года объявил бойкот, и в отношении которого Буш намеревается вновь ввести эмбарго, является для России идеальным партнером : обе страны, по разным причинам, выступают против концепции однополярного мира, в котором бы главенствовали Соединенные Штаты.

Реакция Вашингтона не заставила себя долго ждать. Совершенно очевидно, что Буш еще больше укрепился в своей идее расширения НАТО за счет балтийских государств и в своем намерении создать противоракетный щит, который не дает спокойно спать российскому президенту. Соединенные Штаты действительно заявили о своей ?особой обеспокоенности в связи с продажей Ирану современных типов обычных вооружений и передачи ему ракетных и ядерных технологий?. Вашингтон намерен занять в связи с этим ?крайне жесткую? позицию.

Госдепартамент США также подчеркнул, что действия Москвы, которая имеет общую границу с Ираном, проходящую по Каспийскому морю, и которая, несмотря ни на какие конъюнктурные обстоятельства , продолжает оставаться для Тегерана ?великим Сатаной?, могут оказаться ?контрпродуктивными? для ее собственной безопасности.

?естественный соперник

Таким образом, Иран - не только клиент, но и соперник. Обе страны борются за влияние в бывших советских республиках Закавказья и Средней Азии и остаются конкурентами по основному вопросу: установление границ на Каспийском море и раздел? его богатств. Иран предлагает все поделить на пять равных частей, составляющие по 20% между пятью прибрежными государствами (Ираном, Россией, Туркменией, Казахстаном и Азербайджаном). Согласно российским планам, Ирану должно отойти лишь 13%.

Может быть, игра не стоит свеч?

Источник: Le Soir


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru