В своей книге специалист по приготовлению суси рассказывает о слабостях Ким Чен Ира
Для правителя Северной Кореи Ким Чен Ира книга, появившаяся на прилавках книжных магазинов Японии, - гнусное предательство, ибо это откровения специалиста по приготовлению суси, работавшего у "любимого вождя".
В 1982 году японская торговая компания переманила 56-летнего повара из токийского суси-бара в Пхеньян, соблазнив месячным окладом в 5 тыс. долларов. Спустя несколько лет он попался на глаза Ким Чен Иру, а затем на протяжении десятилетия удовлетворял экзотические вкусы Кима.
Сегодня он снова в Японии, больше того - под псевдонимом Кенхи Фухтимото опубликовал ставшие бестселлером мемуары "Я был поваром Ким Чен Ира". В то время как миллионы людей в КНДР спасает от голода лишь зарубежная продовольственная помощь, Ким - для одних деспот, для других полубог - предстает в описании Фухимото мечтой повара, законченным гурманом.
"Ему особенно нравилось свежее сасими. Он начинал есть, когда рыба еще шлепает губами и бьет хвостом, - сказал Фухимото. - Я резал рыбу так, чтобы не повредить жизненно важные органы, чтобы она шевелилась. Ким Чен Ир был счастлив, он ел ее с наслаждением".
Фухимото согласился на интервью при условии, что о его местонахождении не станет известно. По его словам, он до сих пор боится корейских шпионов, идущих по его следу, поскольку он прекратил работу в Пхеньяне не по взаимному согласию. Повар получил разрешение покинуть Пхеньян после того, как сочинил сказку о необходимости пополнить дворцовые запасы морских ежей, обитающих в Японском море.
Книга Фухимото о жизни в кухне "любимого вождя", вышедшая в прошлом году на японском и корейском языках, возбудила интерес разведывательных служб. Японская разведка и иностранные дипломаты, следящие за КНДР, назвали книгу Фухимото заслуживающей доверия, изобилующей новыми подробностями об одном из самых эксцентричных мировых лидеров. Но северокорейские наблюдатели сосредоточились главным образом на описанном Фухимото стремлении Кима побаловать себя.
Фухимото рассказывает, как в 1994 году, когда Ким стал главой государства после смерти его отца Ким Ир Сена, он получил приглашение на одну из пресловутых "вечеринок" Кима. Ким сиял от удовольствия, когда его советники танцевали буги-вуги с молодыми женщинами, которым он приказал раздеться догола. В роскошном доме приемов на юге Пхеньяна имелись все атрибуты современной дискотеки вплоть до стробоскопов и свисающих с потолка шаров.
"Ким Чен Ир приказал женщинам раздеться, - свидетельствует Фухимото. - Затем он, указывая на своих советников пальцем, велел им танцевать. "Вы можете танцевать, но не дотрагивайтесь до них. Если прикоснетесь, значит, вы воры", - сказал Ким советникам".
"Сам Ким не танцевал, - продолжал Фухимото. - Он любил наблюдать".
По словам Фухимото, его поразил винный погреб, где оказалось почти 10 тыс. бутылок. Там были виски Johnnie Walker Swing и коньяк Hennessy XO. Чтобы удовлетворить изысканный вкус "любимого вождя", Фухимото ездил в заграничные командировки: за дынями в Китай, за свининой в Данию, за икрой в Узбекистан, но главное - за суси в Токио, на крупнейший в мире рыбный рынок.
По словам Фухимото, Ким однажды отправил его в токийский супермаркет Мицукоси купить на 100 долларов его любимых рисовых пирожков. Сама поездка, включая полет через Пекин, поскольку прямых рейсов между Токио и Пхеньяном нет, и проживание в гостинице, обошлась примерно в 1,5 тыс. долларов.
Но Ким наслаждался своими трапезами и мог растрогаться до слез от собственных тостов. В моменты слабости он часто жаловался на своего 22-летнего сына Ким Чен Чула, который никогда не сможет править, потому что вырос "как девочка".
По словам Фухимото, Ким до безумия любит младшего сына, 18-летнего Ким Чен Вуна, который похож на северокорейского лидера. Когда сыновья увлеклись баскетболом, Ким начал общенациональную кампанию по пропаганде этой игры в КНДР, построив несколько площадок по стандартам NBA.
"Иногда мне приходилось выполнять обязанности тренера, - сказал Фухимото. - Они хорошие мальчики, но преемником отца будет Ким Чен Вун. Все так говорят. Он похож на отца и ведет себя так же".
Фухимото рассказал, что Ким - поклонник Мела Гибсона, и смотрит фильмы с участием австралийской звезды в кинотеатре в своем дворце. Он любит дарить свою ношеную серую или синюю униформу друзьям и советникам.
Поскольку КНДР окружена секретностью, проверить утверждения Фухимото невозможно. Но дипломатические и разведывательные источники принимают его книгу всерьез.
Повествование Фухимото совпадает с описанием Кима в книге о его месячном путешествии поездом по России в 2001 году. Сопровождавший его Константин Пуликовский в книге "Восточный экспресс" писал, что Ким ел живых омаров, а французское вино доставляли к поезду ящиками.
По словам Фухимото, Ким хорошо с ним обращался. Северокорейский лидер заметил интерес Фухимото к певице, которую часто приглашали выступать при дворе. Однажды, к удовольствию Кима, ей приказали провести боксерский поединок с другой женщиной. Пролилась кровь. Фухимото выразил беспокойство, и Ким с понимающей улыбкой на банкетах сажал их рядом. Ким благословил их союз, и в книге Фухимото есть фотографии Кима на их свадьбе в Пхеньяне. Но когда Фухимото бежал из КНДР, он оставил жену там.
"Ким Чен Ир дал мне очень много. Он дал мне новую родину, научил служить его семье, соединил меня с моей северокорейской женой. Но я знаю, что он никогда не простит мне предательства, - сказал Фухимото. - Иногда мне хочется вернуться, но теперь это было бы слишком сложно".