В неоконченном повествовании об эпохе Блэра вторжение в Косово считается ключевым моментом, который был воспринят как успех, что и привело в результате к Афганистану и Ираку. Но спустя восемь лет неуплаты по счетам и отсрочки в принятии трудных решений грядет расплата - сюжет грозит сделать опасный поворот. Уже через месяц может вспыхнуть вторая война за независимость Косово.
Ричард Холбрук, американский дипломат, участник переговоров о завершении войны в Боснии, на этой неделе предупредил, что, если Россия выступит против плана ООН о предоставлении Косово государственности на определенных условиях и под международным надзором, это способно вызвать новую вспышку. "От действий России может зависеть, начнется ли в Европе новая война", - пишет Холбрук в газете The Washington Post. Последствия будут катастрофическими.
"Если Москва наложит вето на план Ахтисаари или станет тормозить его принятие, косовские албанцы провозгласят независимость в одностороннем порядке, - уверен он. - Новое государство признают некоторые страны, в том числе, вероятно, США и многие мусульманские государства, тогда как большинство членов Евросоюза откажется это сделать. Масштабный европейский кризис будет обеспечен. На Балканах вновь начнется кровопролитие".
После многих лет откладывания главного вопроса об окончательном статусе Косово сейчас международное сообщество испытывает отчаянную нехватку времени. Особый посланник ООН Марти Ахтисаари представит свой план Совету Безопасности 26 марта. Он заявляет, что решение о статусе края невозможно больше откладывать. Многие ожидают открытого выступления западных лидеров против российского президента Владимира Путина на июньском саммите "большой восьмерки" в Хайлигендамме.
Радикальные албанские националисты, представляющие мусульманское большинство Косово, настаивают на немедленной и полной независимости. Недавно была атакована миссия ООН, не ослабевают опасения, что нападениям вновь может подвергнуться сербское меньшинство. Предвидя проблемы, НАТО усилило 16-тысячный миротворческий контингент 600 немецкими военнослужащими.
Заканчивается терпение и в Белграде, где политические противники, бьющиеся над формированием правительства после не принесших определенного результата январских выборов, пришли к согласию лишь по двум пунктам. Во-первых, Косово - часть суверенной сербской территории, которую нельзя отдавать. Во-вторых, действия ООН противозаконны.
"Отделение Косово станет самым опасным прецедентом в истории ООН, (поскольку) будет угрожать основе международного порядка", - заявил сербский премьер-министр Воислав Коштуница. Президент Борис Тадич назвал потерю Косово "неприемлемой" и сказал, что это "может вызвать долговременную дестабилизацию в регионе". Дипломаты раздражены, что Сербия заранее отказывается признать решение Совета Безопасности, которое де-факто является попыткой раздела ее территории.
Россия, имеющая с Сербией этнические, религиозные и стратегические связи, заявляет, что делом принципа должно быть уважение к желаниям Белграда. Однако критики считают, что Путин использует Косово, чтобы добиться тактического преимущества в более масштабной попытке восстановить российскую мощь на мировой арене. Момент триумфа Тони Блэра в 1999 году стал для Бориса Ельцина моментом унижения. Сейчас Россия стала сильнее, и пришла пора расплачиваться.
Ряд аналитиков предрекают раскол в ЕС по данному вопросу, но у Ахтисаари нет времени на подобные споры. "Если международному сообществу нужно решение, то ему необходимо проявить смелость и определить статус края, поскольку конфликтующие стороны совершенно не способны на это самостоятельно, - заявил он в недавнем интервью в Лондоне. - Необходимо принять решение сверху. Мне это не нравится, но такова ситуация".
Версия о том, что Россия постарается извлечь максимум выгоды для себя, а затем откажется от сербских националистов и пойдет на сделку, может оказаться не столь уж неправдоподобной. "Путин ни разу не сказал о том, что Россия может использовать право вето", - отметил Ахтисаари. Политическая воля, которой столь не хватает Косово после горячих, необдуманных действий в 1999 году - это ключ к предотвращению нового кризиса.
"Если ЕС не в состоянии этого добиться, то он может забыть о своей роли в международных отношениях. Если мы не сможем сделать этого за время председательства Германии, то нам следует сдаться и признать, что мы ни на что не способны".