Тупиковая ситуация в Сирии исключает любую перспективу переговоров и мирного решения конфликта, пишет La Croix. Власть успешно отвоевывает города и зоны, захваченные оппозицией, беря за образец российскую военную стратегию, примененную в ходе чеченской войны: оцепление окраинных кварталов и перекрестков, массированные бомбардировки для запугивания мирных жителей с целью заставить их покинуть местность перед началом атаки. Повстанцам не остается ничего, кроме как отступать. А тем временем армия минирует границы с Ливаном и Турцией, чтобы не допустить поставок оружия оппозиции и прохода подкреплений. Соотношение сил между регулярной армией и вооруженной оппозицией абсолютно неравное: Свободная сирийская армия не укомплектована, плохо подготовлена и вооружена, и даже если Саудовская Аравия и Катар выполнят свои обещания о поставке оружия и боеприпасов, баланс сил существенно не изменится, констатирует издание. В политическом плане попытки вынудить Асада уйти потерпели фиаско, а три проекта резолюции в Совбезе были отклонены из-за российского и китайского вето, как и план урегулирования, предложенный Лигой арабских государств.
Только политическое решение может остановить порочный круг насилия, подчеркивает издание. Однако дипломаты в ООН признают, что если даже Кофи Аннану, знакомому со всеми участниками конфликта, за 15 дней не удастся ничего добиться, "следует опасаться наихудшего сценария". По мнению Аннана, "без давления Москвы сирийский режим не согласится ни ослабить репрессии, ни вступить в политический процесс", цитирует газета. Москву следует рассматривать не как препятствие, но как приводной ремень диалога с силами Башара Асада, полагает корреспондент Аньес Ротивель. По оценке Европейского совета по международным делам, даже если Башар Асад будет политически и экономически ослаблен, его уход может занять месяцы, если не годы. Эксперты совета рекомендуют создать контактную группу с участием представителей России, сирийского режима, оппозиции и соседей Сирии, целью которой будет установление международного консенсуса, отделение сирийского кризиса от более масштабных проблем и усиление политической оппозиции.
Эксперт по арабскому миру Жиль Шенев убежден, что, если конфронтация продолжится, возможен раскол Сирии и ослабление шиитской оси. По его мнению, сценарий будет выглядеть так: оппозиция милитаризуется и распространится по всей территории, протесты перерастут в гражданскую войну, отмеченную межконфессиональными конфликтами, произойдет перегруппировка общин в зонах, где они чувствуют себя в безопасности. Алавитское меньшинство, к которому принадлежит клан Асада, может мигрировать в Латакию, где они составляют большинство, чтобы создать там алавитский оплот. Такая перегруппировка оставит остальную страну под властью находящихся в большинстве суннитов, а вдоль границы с Турцией и на северо-западе плато Джезире появится курдский регион. Что касается христиан, то те из них, кто не предпочтет покинуть страну, сгруппируются на таких островках, как Голанские высоты или в алавитской зоне, предполагает Шенев.