Этой зимой на антипутинских шествиях, заполнивших московские улицы, их было трое: автор детективов про царские времена Борис Акунин, известная писательница Людмила Улицкая и поэт-бунтарь Дмитрий Быков. Прислушались ли к ним? "Времена, когда писатели играли большую роль в общественной жизни, прошли", - цитирует Бориса Акунина Le Monde. Писатель не считает себя ни Сартром, ни Солженицыным. Тем не менее, никто, кроме писателей не осмеливается в сегодняшней России затрагивать вопрос страшного советского прошлого с террором и ГУЛАГом, порождением и продолжением которого является Владимир Путин. Спустя двадцать лет после своего распада СССР остается "главной навязчивой идеей" русскоязычных писателей, полагает критик Константин Мильчин. "У нас нет будущего, только прошлое. Это как всепроникающий яд", - приводит его слова издание.
При Владимире Путине ни один писатель не может похвастаться, что подвергается цензуре со стороны властей - все внимание стражей режима сконцентрировано на телевидении. Борис Акунин признал это первым, несмотря на угрозы националистов, ставящих ему в вину его грузинские корни, отмечает издание. "Писатель - это звучит гордо", - говорил Максим Горький. Сегодня это звучит слабо, - констатирует издание. "Литература вдруг низверглась с пьедестала", - резюмирует экс-президент Университета Париж-VIII Ирэн Сокологорски. "Значимость книги, колоссальная во времена железного занавеса, когда ни кино, ни телевидение, не говоря уже об интернете, не скрашивали жизнь людей, серьезно снизилась", - пишет газета.
35-летний Аркадий Бабченко, в начале 2000-х опубликовавший сборник рассказов о Чечне, признает, что его книга не вызвала особой реакции: "Молчание исходит не от режима, а от общества" - именно за это Бабченко испытывает "чистую ненависть" к Путину, который, чтобы быть избранным, цинично начал вторую чеченскую войну. Еще одна причина его враждебности: три частных телеканала, на которых он работал, один за другим закрылись "по приказу властей". "Я отец 5-летней девочки. Я не хочу, чтобы она росла в ксенофобской стране, разъедаемой коррупцией и подвергающейся угрозе православного фашизма", - приводит его слова издание.
Возмущенная бедностью миллионов россиян и несостоятельностью государственных органов, Людмила Улицкая публично заявила о своей оппозиции режиму. "В противостоянии между культурой и грубостью обычно побеждает вторая, - констатирует Улицкая. - Несмотря на эту печальную реальность, защитники культуры продолжают сопротивляться".
"СССР - это труп великана-людоеда, который не был похоронен, (...) труп забросали опилками и сказали, что он сам догниет", - сказал в недавнем интервью "Огоньку" Владимир Сорокин. Леонид Гиршович, в свою очередь, убежден, что "со стилистической точки зрения, разницы между Путиным и Навальным нет": "Пока страна не признает преступную природу режима, ничто не может измениться", - приводит его слова издание. Глава издательства "НЛО" Ирина Прохорова вздыхает: "Страны Восточной Европы всегда могут возложить вину на Советский Союз, у нас такой возможности нет", - цитирует издание.