Начало вывода части российских сил из Сирии подчеркивает целый ряд разногласий между сирийским президентом и его покровителем и союзником в Кремле, пишет Жорж Мальбрюно в газете Le Figaro.
В соответствии с приказом, который отдал Владимир Путин, первая группа бомбардировщиков Су-34 и транспортных самолетов Ту-154 со специалистами и военной техникой на борту покинула военно-воздушную базу Хмеймим, чтобы вернуться в Россию, говорится в статье.
В Женеве оппозиция сдержанно радуется выводу российских войск. Стаффан Де Мистура, специальный посланник ООН, которому поручено организовать переговоры между оппозицией и режимом, говорит о "важном развитии событий", выражая надежду на "их положительное влияние на ход переговоров" и политический переходный процесс в Дамаске, пишет корреспондент.
Этот сдержанный оптимизм основывается на том, что в Сирии российские военные операции не прекратятся. Объявленное несколько недель назад сражение за возвращение Пальмиры - археологического объекта, оказавшегося в руках ИГИЛ, - активизируется. Российская авиация перебросила боевые вертолеты на соседний аэродром, расположенный к востоку от Хомса. Будут продолжены рейды и в районе Алеппо, на севере, и на востоке в направлении Ракки - "столицы" ИГИЛ в Сирии. Москва после вступления в силу перемирия 27 февраля ослабила удары по умеренным группировкам на северо-западе и теперь должна сконцентрировать удары на позициях джихадистов, расположенных к востоку. Еще слишком рано говорить о "победе над террористами", отметил пресс-секретарь Кремля.
И пусть Дмитрий Песков отрицает существование трений между Москвой и Дамаском, этот неожиданный отвод войск происходит в самый разгар разногласий между Владимиром Путиным и его союзником Башаром Асадом, говорится далее. Москве не понравилось, что в день объявления перемирия сирийский режим заявил о проведении парламентских выборов 13 апреля. Россия полагает, что эти выборы входят в повестку дня переговоров по переходному периоду и должны состояться через 18 месяцев.
"По нашим данным, - говорит дипломат, аккредитованный в Ливане, - министр иностранных дел Сирии Валид аль-Муаллем вызвал раздражение у Москвы, заявив в прошлую пятницу, что судьба Асада является "красной линией". Это настоящий вызов, брошенный российскому союзнику, для которого "все обсуждаемо". Наконец, Башар Асад был недоволен тем, что перемирие началось в конце февраля: он бы предпочел, чтобы его армия продолжала наступление к северу от Алеппо. "По мнению сирийцев, - отметил эксперт, - Москва еще не достигла цели по закрытию границы с Турцией", через которую на протяжении многих лет проникают оружие, деньги и повстанцы. По его словам, "между Асадом и Путиным имело место непонимание" в эти последние недели, передает корреспондент.
Между тем русские позаботились о том, чтобы предупредить сирийского союзника о заявлении, с которым выступит Путин, говорится в статье. Неожиданный визит в Тегеран в конце февраля совершил замминистра иностранных дел Михаил Богданов: он предупредил о частичном выводе из Сирии сил второго по значимости союзника Дамаска.
Между Москвой и Дамаском начался мини-армрестлинг. "Путин хочет добиться от Асада большей гибкости по переходному процессу, - говорит дипломат. - Но Асад сопротивляется желанию Москвы управлять всеми элементами политической и военной игры в Сирии".
Но что же будет со всеми наступательными операциями сирийских сил без прикрытия с воздуха? Джихадисты "Джабхат ан-Нусры" уже намереваются через 48 часов начать наступление против правительственных сил. "Русские не заинтересованы в том, чтобы потерять все завоевания только лишь потому, что Путин недоволен Асадом, - уверен дипломат. - Оппозиция не должна предаваться мечтам. Режим получит поддержку при условии, что будет выполнять требования, выдвигаемые русскими. Мы оказались свидетелями начала поворотного момента".