Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 мая 2000 г.

Дэн Аткинсон | The Guardian

Москва разрабатывает сюрреалистическую жилу

В советские времена России не удалось добиться своей цели и уничтожить главного врага - западный капитализм. Но стоило стране вступить на путь рыночной экономики и частного предпринимательства, у нее это стало получаться гораздо лучше.

Речь идет не только о мафиозных банках, отмывающих - как утверждается - огромные средства на финансовых рынках. В докладе ?Платина 2000? (?Platinum 2000?), обнародованном вчера агентством Johnson Matthey (Hatton Garden, London), специализирующемся на рынке металлов, особое внимание уделено непредсказуемому поведению России на имеющем огромное стратегическое значение рынке платины и палладия.

Посткоммунистическую Россию можно назвать Саудовской Аравией металлов платиновой группы, ?скачущим? производителем, способным резко поднимать и опускать цены.

К сожалению, России еще предстоит приобрести некоторые умения, которыми владеет Саудовская Аравия, - сдержанности, дипломатическому искусству и ответственности.

В обычной ситуации Россия отвечает примерно за одну пятую всего объема мировых поставок платины. В 1999 г страна решила - о причинах этого решения нужно спрашивать у нее самой - сократить свои поставки более чем вдвое.

В феврале прошлого года цена подскочила с $342 до $573 за тройскую унцию, достигнув рекордной за последние 11 лет отметки.

Johnson Matthey отмечает, что на рынке палладия - где позиции России еще сильнее: страна добывает примерно две трети мирового палладия - поставки были ?хаотичными?. В результате к концу 1999 г цена поднялась с $334 до $444 за унцию.

Чтобы предотвратить глобальный кризис на рынке, Министерству обороны США пришлось продать тысячи унций обоих металлов из собственных стратегических запасов.

Платина известна широкому кругу читателей в основном как металл, из которого изготавливается яркая безвкусная бижутерия для богатых туристов. Слово ?палладий? вообще мало кому о чем говорит. Знают, что есть такой мюзик-холл в Лондоне.

На самом деле в промышленности спрос на эти металлы - как и на их младшего брата родий - постоянно растет. В докладе Johnson Matthey говорится, что в 1999 г спрос на палладий в химической промышленности вырос на 15%, в электроэнергетике - на 50%.

Палладий пользуется большой популярностью в самых разных областях электроники, широко применяется в стоматологии.

Но наибольшая часть промышленного спроса относится к автопромышленности. Интересное совпадение: именно в тот момент, когда холодная война подходила к концу, новые капиталистические друзья России во главе с Соединенными Штатами принимали новые законы о политике в области охраны окружающей среды, где особое внимание было уделено борьбе с выхлопными газами.

Появлялись новые и новые законы, требующие, чтобы на новых автомобилях были установлены так называемые каталитические конвертеры.

Эти устройства лучше всего работают, если для в них используется большое количества палладия, который эффективно преобразует вредные углеводороды в углекислоту и воду.

Палладий можно заменить, но лишь в определенной степени. Заменителями, к сожалению, являются платина и родий, цены на которые тоже скачут по вине России.

Движение за чистоту окружающей среды происходившее на Западе в конце восьмидесятых и начале девяностых, принимало во внимание сопутствующие расходы. Законы не должны были оказать разрушительное влияние на экономику в целом.

Но если российский экспорт этих металлов будет срываться в течение нескольких лет, сопутствующие расходы станут абсурдно велики. Если цены каталитических конвертеров будут продолжать расти, главными жертвами могут оказаться автопроизводители, и без того страдающие от огромного переизбытка производственных мощностей.

Интересно, что металлургическая блокада не могла бы навредить так сильно, даже если бы у Москвы была некая дьявольски хитрая стратегия по устрашению Запада. Если принять во внимание то, насколько страна нуждается в твердой валюте, поведение чиновников говорит не о возвращении к большевизму, а скорее о запоздалом открытии сюрреализма.

В докладе Johnson Matthey говорится, что экспорт палладия и родия был остановлен из-за экстраординарной статьи 19 российского бюджета, утвержденного в декабре 1998 г, согласно которой вывоз этих двух металлов мог осуществляться исключительно государственными органами. Статья 19 - которой ?не существует разумного объяснения? - была устранена в апреле этого года.

Тем временем палладий, похоже, пал жертвой определенной бюрократической войны, которая могла стать причиной таинственного сокращения производства в январе, в результате которого цена подскочила до $800, то есть стала чуть ли не вдвое выше по сравнению с уровнем декабря 1999 г.

Ситуация стала еще более экстравагантной в результате появления новых экспортных пошлин, которые по всей видимости были введены для того, чтобы наказать тех, кто пытается заработать для России доллары.

Несмотря на всю эту неуверенность в Hatton Garden вчера царило удивительное спокойствие. Как сказано в докладе Johnson Matthey, ?год был полон событий?. Только так и можно описать происходящее.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru