Обслуживающий персонал российской государственной авиакомпании "Аэрофлот" сегодня завершает новую форму забастовки, объявленной ими в киберпространстве.
По словам представителей компании, на прошлой неделе около 500 человек из обслуживающего персонала одновременно взяли больничный сроком на неделю в знак протеста против предполагаемого введения системы индивидуальных контрактов, в соответствии с которыми заработная плата будет отчасти зависеть от исполнения ими своих обязанностей.
Кроме того в воскресенье технический персонал главного международного аэропорта России "Шереметьево" на один час приостановил работу. Все это происходит в стране, для которой не были характерны подобные трудовые конфликты.
В коммунистические времена, несмотря на пролетарскую риторику, в СССР бастовать было непросто, да и сейчас строгость трудового законодательства в гражданской авиации, считающейся стратегической отраслью, тоже затрудняет служащим "Аэрофлота" выражать протест против действий руководства компании.
Введя в заблуждение даже четыре профсоюза авиакомпании, группа служащих начала стихийную "виртуальную забастовку", воспользовавшись для этого либеральным интернет-сайтом (www.steward.narod.ru), на котором они призвали своих коллег выразить протест против запланированного изменения оплаты труда.
Строгое трудовое законодательство не позволило бы провести официальную забастовку, в этом случае служащие рисковали бы потерять работу, однако оставшаяся от советских времен система социальной защиты дала возможность им взять больничный, ссылаясь на любые недомогания, включая головную боль, что, как пожаловалось руководство "Аэрофлота", трудно проверить.
Забастовка поставила в сложное положение "Аэрофлот", который в последние годы предпринимает значительные усилия, чтобы избавиться от советского имиджа и повысить уровень обслуживания.
Однако, по словам компании, за последние несколько дней ни один из рейсов не был отменен, хотя на борту самолетов находилось меньше обслуживающего персонала, чем обычно.
"Аэрофлот" заявил, что он пытается заменить советскую систему единой для всех зарплаты и фиксированной суммы, выплачиваемой на международных рейсах, на более сложную систему, основанную на времени, проведенном в полете, и исполнении каждым служащим в отдельности своих обязанностей.
Некоторые эксперты утверждают, что забастовка была инициирована некоторыми сотрудниками, находящимися на ключевых должностях, которые не хотели терять возможность самим определять, кого из служащих отправлять на более выгодные международные рейсы.
Поскольку вчера служащие вышли на работу после закрытия больничного, просьбы об интервью, направленные через мятежный интернет-сайт, остались без ответа.