Визит Иоанна Павла II на Украину, намеченный на 23-27 июня (он должен посетить Киев и Львов), вызывает большие споры. Русская Православная Церковь открыто выступает против него, подчеркивая, что визит понтифика будет еще более непростым, чем его недавняя поездка в Грецию. Как и в Афинах, где Папа попросил прощения за зло, причиненное католиками православным христианам, на Украине его ожидают акции протеста.
Особенно они вероятны в Киеве, где католическая община невелика. На это в понедельник также намекнул православный архиепископ Львова Августин, подчиняющийся Московской Патриархии. Прямо не призвав к выражению протеста, он проявил понимание по отношению к подобным действиям. "После всего, что было сделано против православных на Украине, этот визит мне кажется невозможным", - заявил он газете "The Moscow Times". Сам Патриарх Алексий II в воскресенье вновь дал понять, что не хочет визита Папы, договоренность о котором была достигнута еще в эпоху Горбачева.
На прошлой неделе, принимая в Москве главу греческой церкви архиепископа Христодула, Алексий II заявил, что извинения, которых Папа попросил в Афинах, должны быть подкреплены конкретными шагами. Патриарх аргументировал свою позицию, сославшись на совершенно неравноправное положение православных на Украине по отношению к католикам, а также на миссионерскую деятельность католической Церкви В Белоруссии, России, Казахстане и на Украине.
После развала СССР в российском православии, традиционно поддерживавшим тесные отношения с государством, произошел раскол. Особенно это почувствовали на Украине, где произошло разделение на три православные церкви, яростно враждующие друг с другом: одна из них по-прежнему подчиняется Москве, другая сгруппировалась вокруг Патриарха Киевского Филарета, а третья стала автокефальной. Подобная ситуация заставляет православную Церковь - не имеющую центральной власти и постоянно подверженную расколам - с еще большим недоверием относиться к католической Церкви, стоящей на прочных позиции и независимой от политической власти.
РПЦ видит угрозу в экуменизме Папы, который - помимо Греции - посетил Румынию, Грузию и Армению, то есть страны, ориентированные на православие. На Западной Украине доминирует униатская греко-католическая церковь, имеющая православные традиции, но подчиняющаяся Риму; с униатами у русских давняя вражда. Поддерживаемая Ватиканом, эта Церковь была создана в результате попыток преодолеть раскол между Римом и Византией, предпринятых католической Церковью в конце 16 века в православных областях Польши. У этой Церкви трудная история. В 1946 году она была распущена Сталиным - ей были предъявлены обвинения в коллаборационизме в годы Второй мировой войны - и объединена с РПЦ. В обстановке больших репрессий она продолжала действовать подпольно и легализовалась только с началом "перестройки".
В конце 80-х годов начался реванш: греко-католики вернули себе церкви и позиции, занятые православными; последствия этого конфликта ощущаются по сей день. Из более тысячи церквей, которые были на Украине у РПЦ в советские времена, сейчас остались всего 62.
Визит Папы подольет масла в огонь неутихающим спорам. Дума выразила обеспокоенность в связи с этим визитом. В марте в Риме премьер-министр России Михаил Касьянов "в деликатной форме" изложил Папе обстоятельства, складывающиеся вокруг этого визита, весь непростой характер которого Ватикан прекрасно осознает.