Популярный кинорежиссер Синъя Цукамото считает наступающий сезон дождей одним из наиболее эротичных времен года. Эту мысль он пытается выразить в своем новом фильме "Июньская змея" ("Рокугацу-но хэби"), который с 24 мая будет демонстрироваться во многих токийских кинотеатрах.
Даже когда все кажется мрачным и серым, Цукамото видит мир, наполненный сверкающими отражениями и живительной влагой. В фильме "Июньская змея" сезон дождей представлен как время, когда капли дождя на лепестках гортензий сияют подобно поту на теле возлюбленного. Это время, когда желание цветет подобно прекрасному цветку.
Для 43-летнего Цукамото даже гортензия имеет особое символическое значение.
"Еще когда я учился в начальной школе, я нарисовал цветок гортензии для школьной выставки. Мне казалось, что мой карандаш сам бежит по бумаге, - вспоминает Цукамото. - Это была первая работа, за которую меня похвалили взрослые. Я был счастлив, и с тех пор гортензия всегда вызывает у меня положительные эмоции".
Не удивительно, что образ пурпурно-синего цветка гортензии с яркими зелеными листьями возникал перед глазами мастера, когда он размышлял над темой любви и взаимного тяготения мужчины и женщины. Это произошло задолго до того, как в 1989 Цукамото получил мировое признание после выхода в свет его культового фильма "Тэцуо: Железный человек".
"Я всегда хотел снять остросюжетный и в чем-то даже безнравственный эротический фильм с элементами насилия и порнографии. Но фильмы всегда получались умеренными, - признается Цукамото. - Индивидуальность ведущей актрисы, как правило, определяла характер героини сюжета, что заставляло меня постоянно вносить изменения в эротическое содержание фильма".
И действительно, "Июньская змея" совершенно не походит на порнографию. В картине нет ни наготы, ни явного секса. Фильм наполняется эротической энергией благодаря голосам и выражениям лиц актеров. Фильм представляет собой попытку понять тайну жизни и смерти человека в большом городе, таком, как Токио. "Июньская змея" ? история о женщине Ринко (играет Асука Куросава) и ее муже Сигэхико (играет писатель Юдзи Koтари). Эти люди, которые были когда-то счастливой парой, теперь живут просто как друзья и не имеют интимных отношений. Но Ринко начинает проявлять растущее раздражение и неудовлетворенность своим мужем, который всецело поглощен своей работой, а дома предпочитает чистку ванны и раковины любым формам близости.
Хрупкие семейные отношения окончательно ставятся под удар, когда появляется преследователь Ринко (его играет сам Цукамото). Преследователь посылает Ринко фотографии, сделанные в тот момент, когда женщина тайно занималась мастурбацией, и обещает показать их мужу, если Ринко не согласится выполнить его требования, носящие оскорбительный характер.
Преследователь хочет, чтобы Ринко выполняла все его сексуальные фантазии: он заставляет женщину пользоваться вибратором во время прохода через торговый центр в мини-юбке без нижнего белья и т.д. В итоге в Ринко пробуждается "внутренняя змея" - символ ее подавляемых желаний.
Цукамото концентрировал свое внимание на теле человека и в своих предыдущих фильмах. Но в ранних работах он больше сосредотачивался на научно-фантастических метаморфозах тела, его распадах и мутациях. В "Июньской змее" женское тело "постигается" в своей естественной форме. Ринко испытывает сексуальное пробуждение и освобождение, она медленно познает, что значит жить снова.
"Сначала я думал, что женщины будут ненавидеть эту картину, - говорит Цукамото. - Но когда состоялся показ фильма за рубежом, именно женщины восприняли его наиболее восторженно".
"Июньская змея" получила особый приз жюри на международном кинофестивале в Венеции, проходившем в конце прошлого года. Самой восторженной поклонницей фильма Цукамото стала режиссер Катрин Брейя, активистка движения феминисток.
Цукамото говорит, что в "электрическом лоне города Токио" можно встретить огромное количество эмоционально истощенных и бесполых супружеских пар, подобных Ринко и Сигэхико.
"Но в глубине души они полны жажды жизни. В человеке неотъемлемо присутствует природное начало, - поясняет режиссер, - но городская жизнь разрушает это начало и превращает секс во что-то очень темное и нежелательное".
Цукамото родился и вырос в токийском районе Сибуя, а сейчас живет в районе Икэбукуро. Всю свою жизнь он прожил в столице.
"Мне кажется, что городская жизнь заставляет нас забывать о смерти, - говорит он. ? И, поскольку мы воспринимаем смерть как нечто отдаленное и нереальное, жизнь тоже становится для нас неопределенной''.
"В моем фильме Ринко начинает понимать смысл смерти, когда узнает, что у нее рак груди, но Сигэхико слишком занят своей работой и ему некогда почувствовать реальность смерти или жизни".
Проблемы болезни, половой и эмоциональной атрофии и других последствий сверхурочной работы, которые ставятся в фильме, делают его очень актуальным. Асука Куросава блестяще сыграла чрезвычайно трудную роль Ринко - женщины, которая отчаянно борется за то, чтобы сохранить свою женскую и человеческую природу.
Не менее примечательно и странное присутствие в фильме Юдзи Котари, исполняющего роль Сигэхико. Оно вызывает ассоциацию с классическим европейским черно-белым кино ? с атмосферой, которую Цукамото стремился сохранить на протяжении всего фильма.
Как и в большинстве своих работ, Цукамото сам написал сценарий для этого фильма и сам был его режиссером и директором. Фильм целиком снят в серо-голубом цвете, и город, обильно поливаемый дождем, выглядит на этом фоне особенно красивым.
При этом в фильме отсутствует идея пессимизма и безысходности. В конце фильма Ринко все же вступает в нормальные половые отношения. И эмоциональная напряженность, и агрессия, и болезнь представлены в фильме очень ярко и красиво.