Звуки отдаленной перестрелки присоединялись к хору лягушек, а 15 спецназовцев в камуфляже и черных масках зарядили автоматы и пешком отправились под покровом ночи в далекое чеченское село.
Члены антитеррористического подразделения лояльных Москве чеченских спецслужб шли молча, на расстоянии нескольких шагов друг от друга, под звездным небом. Я смотрел, как они пригибаются к мокрой траве, чтобы их не заметили вражеские дозоры, посылая друг другу сигналы - жестами и шепотом передавая необходимые команды.
Мы перепрыгивали канавы и колючую проволоку. Бойцы приближались к своей цели - одноэтажному кирпичному дому у грунтовой дороги в Ведено, родном селе Шамиля Басаева, террориста, объявленного Россией в розыск.
Басаев был организатором захвата московского театра в 2002 году, когда погиб 171 человек, и прошлогоднего захвата школы в Беслане, где было 330 погибших. За его голову назначена награда в 10 млн долларов.
Как сообщил осведомитель, в доме находился боевик, лояльный Басаеву. Полагали, что он является также членом банды, убившей четырех женщин за общение с пророссийскими чеченцами.
Спецназовцы охотились за ним не один месяц. Теперь его заметили, когда он возвращался домой, и западня была готова захлопнуться. Когда они наблюдали за домом, земля внезапно задрожала от взрыва двух артиллерийских снарядов, выпущенных в горах российскими силами, проводившими собственную операцию.
Как будто приняв взрыв за сигнал, пятеро спецназовцев бросились через дорогу и заняли позиции под окнами здания. Это произошло незадолго до 1 часа ночи, когда командир, бородатый 27-летний чеченец с ручными гранатами на поясе, должен был отдать приказ о штурме.
Это были бойцы чеченского Восточного батальона, подразделения из 600 человек под командованием российского министерства обороны.
Батальоном, расквартированным в Гудермесе, командует Сулим Ямадаев, 33-летний чеченец, воевавший против русских во время первой войны 1994-1996 годов, но перешедший на сторону противника и присоединившийся к Москве в нынешней войне против исламских боевиков, начавшейся в 1999 году.
Задача Ямадаева - ликвидация чеченских радикалов и их арабских союзников, воюющих против русских. Первым в списке значится Басаев.
Когда прозвучал приказ, спецназовцы открыли стрельбу в воздух из автоматов, ворвались в дом и заметались по комнатам. Испуганная пожилая пара начала звать на помощь.
15-летнего мальчика с бледным от ужаса лицом за волосы вытащили во двор и уложили лицом на землю, приставив к затылку дуло пистолета.
Рядом с ним уложили на землю еще трех мужчин, приставив к их спинам автоматы. Пожилым супругам, видимо, бабке и деду мальчика, не разрешили выходить из дома, дав автоматную очередь в воздух.
Скоро стало ясно, что ни один из тех, кого взяли на мушку, не подходит под описание разыскиваемого человека. Несколько спецназовцев снова бросились в дом. Через несколько минут они вернулись с тем, кого искали, его руки были скованы за спиной.
После короткого допроса ему на голову надели мешок, один из спецназовцев взвалил его на плечи, и его унесли на берег горной реки, где ждали две машины.
Два часа его везли по горным дорогам на базу, находящуюся в равнинном районе Чечни. В динамике машины гремела рок-музыка, чтобы он не слышал голоса тех, кто его захватил.
Недалеко от дома из земли выкопали мешок с двумя гранатометами и автоматом. Чеченцы сказали, что это он их спрятал.
Рейд в Ведено был одним из сотен, проведенных отрядами Ямадаева. Прошло более 10 лет с начала чеченской войны, унесшей жизни 100 тыс. человек, масштабные военные операции прекратились, и жизнь понемногу восстанавливается. Но смерти не кончились.
Сегодня тысячи чеченцев воюют вместе с русскими против своих бывших братьев по оружию. Большинство из них подчиняется Рамзану Кадырова, отец которого, промосковский президент Ахмад Кадыров погиб в прошлом году в результате взрыва в Грозном.
Ямадаеву поручена одна из самых опасных миссий в Чечне: убить Басаева раньше, чем он сможет выполнить свое обещание и устроить новые теракты нынешним летом. Почти каждый день бойцы Ямадаева проникают в горные районы, где, как полагают, скрывается Басаев.
Для Ямадаева убийство одного из лидеров боевиков не только вопрос чести. Им движет и жажда мести.
"Меня преследует только один кошмар, что кто-то доберется до Басаева раньше меня, - сказал он. - Охота за ним стала моей миссией, пусть это будет последнее, что я сделаю в жизни. Он воплощение зла, и я не остановлюсь, пока не избавлю от него нашу республику. Петля вокруг него стягивается, добраться до него - только вопрос времени".
Ямадаевым движут личные чувства. Два года назад его брат Джабраил, возглавлявший отряд, который превратился в Восточный батальон, был убит в возрасте 33 лет, когда люди Басаева установили взрывное устройство под кушеткой, на которой он спал.
Президент Путин посмертно наградил Джабраила орденом "Герой России", а командование отрядом перешло к его брату. Боевики убили 68 человек из людей Ямадаева.
Отец четырех маленьких детей, он говорит, что за шесть лет пережил 16 покушений.
В результате двух из них он был ранен в руку и ногу. Левая сторона его лица покрыта шрамами, напоминающими о яростной битве с русскими в дни, когда он считал их врагами.
Ямадаева круглые сутки охраняет десяток чеченцев, вооруженных автоматами, гранатометами и ручными гранатами. Его штаб, где он недавно за свои деньги установил телевизоры с плоскими экранами, охраняют бронетранспортеры.
Даже в Москве его постоянно сопровождает вооруженная охрана.
То, что братья Ямадаевы когда-то были союзниками и друзьями Басаева, характерно для Чечни, где царит предательство и переходы со стороны на сторону. Они стали успешными бизнесменами в посткоммунистической Москве в начале 1990-х годов, но вернулись на родину в начале первой войны за независимость. Во время конфликта Ямадаев организовал дерзкую вылазку, чтобы спасти Басаева, окруженного российскими войсками в Грозном.
"Мы потратили четыре дня, были под огнем, но пробились к нему и помогли выйти из окружения, - вспоминает он. - Он был так рад, что танцевал и прыгал".
Когда российские войска потерпели поражение и ушли из Чечни в 1996 году, республика погрязла в беззаконии. Ямадаев, хотя он и мусульманин, стал ярым противником ваххабитов, экстремистов, которые начали брать верх в республике.
В июле 1999 года, незадолго до того, как российские войска получили приказ вернуться в Чечню, Ямадаев оказал неповиновение Басаеву, арестовал нескольких его людей и избил их.
В письме старшему брату Ямадаева, Руслану, который стал членом российского парламента, Басаев признавал, что обязан бывшему союзнику жизнью. Но он требовал извинений и компенсации в 50 тыс. долларов за плохое обращение с его людьми.
"Если вы не выполните хотя бы одно из моих требований, я буду считать это знаком того, что вы хотите войны", - писал Басаев.
Ответ Ямадаевых был кратким.
"Шамиль! - гласил он. - Мы не хотим войны, но, если ты на нее напрашиваешься, ты ее получишь".
Ямадаев, у которого портреты убитого брата висят во всех комнатах на базе, сказал, что два раза он был близок к тому, чтобы сокрушить своего врага, "но в последний момент все срывалось". "Он умный, жестокий и очень хитрый, - сказал он. - Он все время меняет укрытия".
"К нему позволено приближаться только четырем-пяти надежным людям, и найти того, кто выдаст, где он находится, нелегко. Но мы над этим работаем, и его дни сочтены".
Задача Ямадаева трудна, а у Басаева, как полагают, есть своя сеть осведомителей в спецслужбах.
Хотя считается, что только 20% местного населения сочувствуют Басаеву, многие боятся давать информацию. Боевики хладнокровно казнили сотни чеченцев, сотрудничавших с Москвой.
Впрочем, у Ямадаева есть другие достижения, в том числе прошлогоднее убийство Абу Валида, саудовского боевика, которого обвиняли в организации захвата московского театра совместно с Басаевым. Голову боевика отрезали и послали в российскую криминалистическую лабораторию на экспертизу. Нынешним летом Путин должен наградить Ямадаева орденом Героя России.
По его оценкам, в отряде Басаева не больше 1 тыс. радикалов. Он называет их шайтанами. Однако это опытные партизаны, которые знают, как и где прятаться.
"Меньше года назад нас атаковали, как только мы выходили с базы, - сказал Магомед, 28-летний ветеран Восточного батальона, воевавший против русских во время первой войны. - Теперь мы побеждаем и вытесняем их".
"Иногда я слышу по рации голос человека, вместе с которым мы воевали против русских. Мы оскорбляем друг друга и начинаем стрелять друг в друга".
Десятилетняя бойня
Декабрь 1994 года. Президент Ельцин посылает войска в Чечню, чтобы разгромить движение за независимость.
Июнь 1995 года. Чеченские боевики захватывают до 2 тыс. заложников в больнице Буденновска на юге России. Более 100 человек погибают в результате неумелого штурма спецназом.
Январь 1996 года. Боевики захватывают до 3 тыс. заложников в больнице Кизляра, в Дагестане. После атаки российских сил боевикам удается уйти, но более 20 заложников погибают.
Сентябрь 1999 года. В результате взрывов в жилых домах в Москве, Буйнакске и Волгодонске погибают около 300 человек. Президент Путин, возложив вину на чеченцев, вновь посылает войска в Чечню.
Октябрь 2002 года. 130 заложников и 41 чеченский террорист погибают во время штурма российскими войсками захваченного в Москве театра.
Декабрь 2002 года. 80 человек погибают в результате взрыва в доме правительства в Грозном.
Май 2003 года. При взрыве грузовика, за рулем которого находился смертник, погибает 59 человек в правительственном здании на севере Чечни.
Июль 2003 года. Две смертницы убивают 15 человек на рок-фестивале под открытым небом в Москве.
Август 2003 года. Не менее 50 человек погибают, когда грузовик, начиненный взрывчаткой, врезается в здание военного госпиталя в Моздоке, Северная Осетия.
Декабрь 2003 года. При взрыве электрички на юге России погибают 46 человек.
Февраль 2004 года. Смертник убивает 39 человек в московском метро.
Май 2004 года. Взрывное устройство, установленное на стадионе в Грозном, убивает промосковского президента Чечни Ахмада Кадырова.
Август 2004 года. При взрыве двух российских пассажирских самолетов погибают 89 человек.
Сентябрь 2004 года. 330 заложников, преимущественно дети, и 13 террористов погибают после захвата школы в Беслане, Северная Осетия.