Если, как полагают эксперты "Первый боевой отряд столицы" (ПБОС) пытается стать "лейблом" преступного мира, чтобы привлечь в свои ряды еще больше бандитов, ему это уже удалось. В пятницу вечером главная преступная организация страны развязала во многих городах штата Сан-Паулу беспрецедентную в истории Бразилии волну насилия: 157 нападений на полицейских и сотрудников пенитенциарных учреждений, массовый бунт в тюрьмах, поджоги автобусов и штурм банковских агентств... Итог на понедельник: 81 человек погиб, в том числе 39 полицейских.
Городская партизанская война
Газеты пишут о настоящей городской партизанской войне. Экспертам, которые всегда утверждали, что преступность является более организованной в Рио, чем в Сан-Паулу, придется пересмотреть свое мнение.
Дело далеко не только в реакции на перевод преступных главарей в особо охраняемую тюрьму: эта волна террора является также частью борьбы за власть между организованной преступностью и государством. ПБОС был создан в Сан-Паулу в 1993 году налетчиками, сидевшими за решеткой. В то время объявленной целью организации была борьба за улучшение условий содержания заключенных в стране, где тюрьмы переполнены.
Однако в истинных целях организации никто никогда не сомневался, и прежде всего сами заключенные. В действительности ПБОС хочет - в частности - контролировать тюрьмы штата Сан-Паулу, самого густонаселенного региона страны. И ему это удалось: большинство тюрем сегодня находится под его контролем, о чем свидетельствовал гигантский бунт, охвативший более половины пенитенциарных учреждений штата. Впрочем, именно мятежи позволили ПБОСу "захватить" тюремную систему. Каждый раз выдвигается одно и то же требование: перевести некоторых узников в другие места заключения для создания там "партии" (так ее называют члены организации). Остальные же заключенные обязаны ей помогать.
Неспособность государства гарантировать им безопасность в переполненных тюрьмах вынуждает их становиться под "защиту" ПБОСа. "Ты должен делать то, что он хочет - иначе умрешь", - говорит один из них. Делать то, что хочет ПБОС, означает убивать врагов или бунтовать.
Как и у всякой мафиозной организации, у ПБОСа есть деньги. Его члены платят взнос: по 50 реалов (около 18 евро) с заключенного и по 500 реалов с бандита, остающегося на свободе. Но это далеко не единственный источник его доходов. По данным газеты Estado de São Paulo, ПБОС насчитывает 100 тысяч сочувствующих и "получает" сегодня миллион реалов в месяц!
Фактически по причине неэффективности полиции - плохо оснащенной, низкооплачиваемой и потому подверженной коррупции - организации удалось взять под свой контроль уличную преступность в Сан-Паулу. Как пишет пресса, ПБОС контролирует сегодня большую часть контрабанды наркотиков не только в тюрьмах Сан-Паулу, но и в самом городе и других населенных пунктах прибрежной части штата. Организация занимается также торговлей оружием, похищением людей за выкуп и налетами на шикарные магазины...
На улицах Сан-Паулу не совершается преступлений, с которых ПБОС не получал бы своей "доли". ПБОС получает доходы даже от подпольного транспорта в крупных городах - плода неразвитости государственной инфраструктуры.
Приказы поступают прямо из тюрьмы, поскольку "верховный" лидер организации находится за решеткой. Марколе (это его кличка) нужно только позвонить своим "людям" на улице. Сотовый телефон, разумеется, в тюрьме запрещен, но его можно легко сюда пронести с помощью коррумпированных сотрудников тюремной администрации.
Бандиты согласны платить "дань" ПБОСу не только потому, что организация финансирует их операции, но и для того, чтобы гарантировать себе выживание в тюрьме в случае ареста. Те, кто "должен" ПБОСу, имеют возможность "расплачиваться" покушениями на представителей государства: именно так в 2003 году был убит один из судей. Поэтому таких "должников" называют "бен Ладенами".
"Заразительный пример"
Долгое время отрицавшие существование ПБОСа, власти Сан-Паулу решили, что единственно возможная стратегия борьбы с ним - лишить его связи с главарями. Результат сегодня виден всем. По мнению специалистов, невероятный успех организации можно объяснить только безнаказанностью, которой бандиты пользуются в Бразилии. "Ситуация очень серьезна, - отмечает Алба Залуар, специалистка по проблемам общественной безопасности. - В других штатах бандиты захотят устроить то же самое".