Сибирская нефть предлагает новый источник добычи - дорогостоящие трудные проекты
Россия всеми силами пытается добраться до огромных нефтяных богатств Восточной Сибири, чтобы не допустить спада добычи в крупнейшем в мире производителе нефти. Чтобы преуспеть, российским компаниям понадобятся набитые карманы.
Высокие цены на нефть помогли российским нефтяным компаниям показывать в последние годы рекордные прибыли. Но рост добычи на главных российских месторождениях в Западной Сибири начинает замедляться, и нефтяные гиганты страны рвутся на восток, чтобы пробиться к новым ресурсам под одним из самых негостеприимных ландшафтов мира.
"Трудно переоценить значение Восточной Сибири для нашей компании, для будущего российской нефти, - говорит Михаил Ставский, вице-президент по производству крупнейшей в России добывающей компании, государственной "Роснефти". - Но когда летишь над этим регионом, видишь, что география намного сложнее той, в которой мы работаем сегодня. Конечно, на это понадобится много денег".
В Восточной Сибири, по площади почти такой же большой, как континентальная часть США, мало дорог и линий электропередачи. Температура может опускаться ниже 60 градусов Цельсия. Планируемый трубопровод, связывающий регион с рынками Восточной Азии, будет длиннее, чем расстояние от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, а стоимость проекта стремительно увеличивается.
"Мы работаем, исходя из предположения, что освоение месторождений в Восточной Сибири будет в два-три раза дороже, чем в Западной Сибири", - говорит Мэтт Томас, аналитик Morgan Stanley.
Без нового производства в таких регионах, как Восточная Сибирь, нефтедобыча в России, втором в мире крупнейшем экспортере нефти после Саудовской Аравии, перестанет расти или упадет, отмечают отраслевые наблюдатели. Хотя Россия является крупнейшим в мире производителем сырой нефти - 9,79 млн баррелей в день - значительная часть продукции идет на внутренние нужды, а не на экспорт.
Рост добычи нефти в России в последние годы замедлился, с двузначного прироста еще в 2003 до всего 2% в прошлом году. В годы бума источником роста был приток из нефтяных районов, впервые освоенных в советское время, преимущественно в Западной Сибири. В будущем источником роста станут новые проекты в таких местах, как неосвоенный восток России, где начальные затраты будут намного выше.
Восточная Сибирь расположена к северу от Монголии, в центре огромной российской территории, растянувшейся на 11 часовых поясов. Регион граничит с прибрежной тихоокеанской зоной, известной как Дальний Восток, а дальше, к северу от Японии, находится богатый нефтью остров Сахалин, где ведут крупные операции Royal Dutch Shell PLC и Exxon Mobil Corp.
По оценке московского "Альфа-банка", суммарные капиталовложения в Восточную Сибирь составят от 20 до 25 млрд долларов лишь до 2010 года, тогда как в 2006 году было вложено примерно 2 млрд долларов.
Сколько именно нефти можно добыть из промерзшей восточносибирской земли, неизвестно, но, по некоторым оценка, объемы огромны.
Доказанные резервы Восточной Сибири достигают примерно 7 млрд баррелей, по недавней оценке англо-российской нефтяной компании ТНК-BP, 50% которой принадлежат BP PLC. Но исследовано меньше 5% нефтеносных зон региона, и потенциальные резервы могут быть гораздо больше. По прогнозу ТНК-BP, нефтяные резервы региона могут достигать 75 млрд баррелей, то есть быть эквивалентными доказанным резервам целой страны. По оценке российского министерства природных ресурсов, регион может содержать 110 млрд баррелей, впрочем, само министерство называет эту цифру спекулятивной.
Российские власти побуждают компании искать лучше. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев призывает к радикальному увеличению работ по разведке в Восточной Сибири, говоря, что, если не будут зарегистрированы новые резервы, добыча в регионе может достичь пика всего в 25 млн тонн в год, или 500 тыс. баррелей в день. Лишь небольшое количество нефти добывается в регионе в настоящее время, а нынешняя скорость разведки, по словам Трутнева, едва ли обеспечивает замещение нефтяных резервов.
Некоторые наблюдатели отмечают, что освоение Восточной Сибири потребует иностранных капиталов, хотя Россия в последние годы усложнила иностранным игрокам доступ к значительным резервам.
"Это как минимум под вопросом, есть ли у государственных компаний средства и опыт" для освоения региона, говорит Роланд Нэш, возглавляющий анализ акций в Renaissance Capital.
Другие, впрочем, говорят, что у российских фирм хорошие отношения с западными компаниями, обслуживающими нефтяные месторождения, такими как Halliburton Co. и Schlumberger Ltd., и они могут пригласить их экспертов, не отдавая контроль над месторождениями.
Министр Трутнев недавно отверг призывы пригласить иностранные нефтяные компании в Восточную Сибирь. Он заявил, что министерство уважает иностранных инвесторов, но российских инвесторов оно уважает больше. Он добавил, что речь идет о стратегических ресурсах.
"Ванкор", флагманский проект "Роснефти", - подходящий пример. У французской нефтяной компании Total SA когда-то был опцион на 52% "Ванкора", но она потеряла его, когда "Роснефть" в 2002 году купила компанию, продавшую Total опцион, и заявила, что она не заинтересована в сотрудничестве с Total на месторождении. Total подала в международный арбитражный суд в Брюсселе, но проиграла.
Поездка на "Ванкор", крупнейший новый нефтяной проект в Восточной Сибири с планами добычи 400 тыс. баррелей в день к 2012 году, демонстрирует проблемы. "Ванкор", находящийся более чем в 100 километрах к северу от Северного полярного круга, доступен на машине, только когда дороги замерзли. Летом рабочие пользуются вертолетами. Работы прекращаются, только когда температура пускается ниже минус 43 градусов Цельсия, а сугробы не тают до июня. Коммерчески значимое производство должно начаться в 2008 году.
Месторождение "Верхнечонское", принадлежащее в основном ТНК-BP, планирует добывать 200 тыс. баррелей в день. Пик меньшего месторождения "Талакан", которое осваивает "Сургунефтегаз", как ожидается, составит 140 тыс. баррелей в день.
И все же российские власти сомневаются в способности компаний добывать достаточно нефти, чтобы оправдать планируемый трубопровод с пропускной способностью 1,6 млн баррелей в день, идущий в Восточную Азию.
Первая стадия, соединяющая Тайшет в Восточной Сибири со Сковородино у китайской границы, с пропускной способностью 600 тыс. баррелей в день должна вступить в строй в конце 2008 года. Цена этой первой стадии выросла с 6,6 млрд до более 11 млрд долларов.
Чиновники теперь говорят, что первой стадии понадобится значительное количество восточносибирской нефти, и строительство второй стадии, от Сковородино до тихоокеанского побережья России, начнется не раньше 2014 года.