В Бейруте отличная акустика: окруженный полукольцом гор, он напоминает летнюю эстраду. И потому громокипящие уличные бои 8 мая между боевиками "Хизбаллы" и сторонниками ливанского правительства отзывались эхом во всем городе: слышалась барабанная дробь разрывов ракет и хоровой лай автоматов, звучавшие как увертюра к гражданской войне, исполняемая симфоническим оркестром. Когда в ту ночь началась весенняя гроза, показалось, что эту зловещую музыкальную тему подхватили сами небеса.
Но к утру следующего дня битва за Бейрут в основном завершилась. После всего шести часов ожесточенных боев боевики "Хизбаллы" взяли под свой контроль районы Западного Бейрута, ранее находившиеся в исключительной власти правительства. В этой связи можно было наблюдать несколько сюрреалистические сцены: бородачи с автоматами и ПЗРК занимали магазины женского белья и даже одну кофейню Starbucks в торговом квартале Хамра. В других кварталах они окружили дома министров и депутатов парламента, а также наблюдали за эвакуацией студентов Бейрутского американского университета на автобусах. "Для нас это была просто прогулка, - сказал один боец "Хизбаллы", стоя на Корниш - приморской набережной города. - Некоторые (сторонники правительства) умоляли их не убивать. Они наложили в штаны, серьезно".
Победа "Хизбаллы" отнюдь не стала неожиданностью. Счет ее боевиков, шиитов по вероисповеданию, идет на тысячи. Их вооружают Сирия и Иран. Бойцы "Хизбаллы" уцелели в боях с сильной израильской армией. Между тем сторонники ливанского правительства, возглавляемого премьер-министром Фуадом Синьорой - плохо вооруженные дилетанты, этакое народное ополчение. Ни полиция, ни военные - кстати, получающие от США оружие и помощь инструкторов, которые обходятся в сотни миллионов долларов, - не посмели и пальцем тронуть "Хизбаллу". Когда боевики давно уже ушли с улиц, армия заявила, что вмешается в последующие столкновения, но при этом уточнила, что "Хизбаллу" разоружать не станет.
Хотя его поддерживают Соединенные Штаты, Западная Европа и такие арабские государства, как Саудовская Аравия, Синьора едва удерживается у власти. Он работает в своей официальной резиденции и офисе в Гранд-Серайле - бывшей турецкой крепости, окруженной заграждениями из колючей проволоки и охраняемой спецназом полиции. Но ситуацией управляет не Синьора, а огнедышащий лидер "Хизбаллы" шейх Хасан Насралла.
Картина знакомая, верно? Вспомните Ирак: тамошнее правительство, поддерживаемое США, сидит, окопавшись, в "зеленой зоне" и спорадически ведет бои с шиитскими вооруженными группировками. Или о Палестине, где, несмотря на поддержку и материальную помощь США, президент Махмуд Аббас бессилен в секторе Газа против "Хамаса", финансируемого Ираном. Имея дело с междоусобицей арабских фракций, администрация Буша всякий раз умудряется поддержать не ту команду, которая побеждает, - а именно, неизменно возлагает нереалистичные надежды на умеренные силы и недооценивает экстремистские организации. Урок, по словам Билаля Сааба, эксперта по Ливану из Института Брукингса, состоит в том, что "когда идет гражданская война, нельзя становиться на одну из сторон".
Власть без ответственности
Насралла бросил своих бойцов на улицы Бейрута после того, как правительство попыталось отключить частную сеть связи "Хизбаллы". Но в этот бой он рвался с ноября 2006 года, когда шиитские партии вышли из коалиционного кабинета министров Синьоры. Хотя Ливан является демократическим государством, легитимность его правительства зависит от системы квот, выделяемых различным религиозным общинам; лишившись поддержки шиитов - самой крупной и быстро растущей общины в стране - премьер-министр, суннит, утратил как законный статус, так и доверие населения. Взамен на свое возвращение в кабинет шииты требуют предоставить им больше власти, включая право накладывать вето на решения по основным вопросам. Синьора и другие проамериканские члены его коалиции все это время отвечали отказом, опасаясь, помимо всего прочего, что подобная мощь узаконит статус "Хизбаллы" как государства в государстве.
Но поезд ушел. То, как быстро и легко боевики Насраллы захватили Бейрут, - а также нежелание военных им препятствовать - свидетельствует, что "Хизбалла" вольна творить в стране все что ей заблагорассудится. В отличие от "Хамаса", запертого в нищем секторе Газа, "Хизбалла" имеет в своем распоряжении целую страну, в том числе современную банковскую систему и международный аэропорт; есть также дружественно настроенный сосед - Сирия. Подобной инфраструктурой никогда еще не располагала ни одна террористическая организация. Сааб отмечает, что теперь лидеры "Хизбаллы" могут угнаться за двумя зайцами: "Они имеют власть над Ливаном, но им не требуется реально управлять государством".
Все это не обещает ничего хорошего Израилю, который в 2006 году был втянут в войну с "Хизбаллой", в результате коей погибло 1600 человек - преимущественно с ливанской стороны. "Ливан, - говорит вице-премьер Израиля Хаим Рамон, - находится под контролем этой террористической организации, и его правительство утратило свое значение". Израильтяне подчеркивают, что за Насраллой и его бойцами таится потенциально более крупная угроза - Иран. Господство "Хизбаллы" в Бейруте позволяет Тегерану распространять его мощь на Средиземноморье - вот обстоятельство, которое США и их европейские союзники теперь должны учесть в своих расчетах. (Пентагон опроверг сообщения о том, что американский военный корабль "Коул", в данный момент следующий из Персидского залива в Средиземное море, направлен туда в ответ на кризис в Ливане).
Реакция администрации Буша в основном состоит в том, что она горестно вздыхает. Президент Джордж У. Буш обвинил Иран в поддержке "Хизбаллы", а госсекретарь Кондолиза Райс поздравила Лигу арабских государств с тем, что последняя распространила заявление, в котором осуждается применение силы в Ливане. В действительности у администрации США - не впервые, когда дело касается Ближнего Востока - дефицит подходящих вариантов действий. Американцы больше не могут рассчитывать на то, что Синьора и силы безопасности Ливана воспрепятствуют усилению "Хизбаллы". Единственный способ ему помешать, по словам Сааба, это надавить на Израиль, дабы тот уступил спорные территории, занятые им в 1967 году. "Тогда исчезнет предлог, которым "Хизбалла" пользуется, чтобы иметь оружие", - говорит Сааб.
Но Израиль не проявляет желания идти на такие уступки, а в Ливане мало кто ожидает, что Насралла и его группировка в обозримом будущем ослабнут. Именно поэтому некоторые сторонники США в правительстве Синьоры полагают, что лучше вступить с "Хизбаллой" в сотрудничество, чем делать вид, будто ее можно сокрушить. 11 мая Валид Джумблат, один из лидеров правящей коалиции, связался по телефону с Набихом Берри, спикером ливанского парламента и сторонником "Хизбаллы", пока корреспондент TIME неподалеку дожидался интервью. "Скажите [Насралле], что я проиграл сражение, а он победил, - сказал Джумблат. - Так давайте сядем и поговорим, чтобы достичь компромисса. Я прошу только о том, чтобы вы гарантировали нашу безопасность".
Джумблат, унаследовавший статус вождя друзов - ливанского национального меньшинства, исповедующего ислам, прозван "Флюгером" за умение лавировать, проводя своих сторонников по акватории ближневосточной политики, где ветер то и дело начинает дуть в противоположную сторону. Когда-то Джумблат был вассалом сирийского режима, но после вторжения в Ирак перешел на сторону администрации Буша: тогда ненадолго возникло ощущение, что военная мощь США преобразит регион. Теперь Джумблат, по-видимому, снова готов сменить лагерь. Сидя на террасе в своем саду в окружении нескольких членов семьи и верных слуг, Джумблат сказал, что связался с посольством США и изложил свое мрачное видение ситуации. "В Ливане Соединенные Штаты потерпели неудачу, - сказал он. - Нам остается подождать: посмотрим, какие новые правила установят "Хизбалла", Сирия и Иран. Они вольны творить что им угодно".
Использованы материалы Брайана Беннетта из Вашингтона и Тима Макгерка из Иерусалима
Также по теме:
На карте мира появился Хизбалластан (Обзор прессы)