"Когда сегодня "палач Сребреницы", бывший генерал Армии республики Сербской Ратко Младич предстанет перед Международным трибуналом по бывшей Югославии, его основным оппонентом будет бельгиец Серж Браммерц". Главный обвинитель Гаагского трибунала говорит в беседе с Sueddeutsche Zeitung о проблемах с Сербией и о том, почему из документов была исключена часть обвинений.
В начале беседы с корреспондентом баварского издания Браммерц говорит о том, что заявленные трибуналом три года, которые потребуются для процесса над Младичем, нужны в первую очередь для изучения сотен тысяч страниц документов.
Комментируя масштабность международного процесса, главный прокурор МТБЮ указывает на то, что в ходе подготовки по практическим соображениям с Младича "было снято около 40% обвинений. Это те преступления, от уголовного преследования которых мы отказались, и поверьте мне: этот отказ нам было весьма непросто мотивировать в ходе общения с семьями жертв войны на Балканах. Это очень непростой акт балансировки". При этом, замечает Браммерц, нужно следить за тем, чтобы процесс не потерял своей исторической значимости.
"Несомненно, геноцид в Сребренице ужасен сам по себе и оправдал бы максимальное наказание, однако Сребреница - лишь часть этнических чисток в Боснии, продолжавшихся около трех лет", - говорит он.
Комментируя высказывание журналиста о том, что процессы в Международном трибунале затягиваются, а один из арестованных сербских радикалов Воислав Шешель находится под следствием в Гааге уже 9 лет, Браммерц указывает на то, что Шешель сам использует все доступные ему средства, чтобы затянуть процесс. Он упоминает в этой связи, что Шешель, к примеру, публикует секретные данные или начинает голодовку.
Что касается сохранности документов трибунала после его завершения, Серж Браммерц указывает на то, что для трибунала "очень важно и в дальнейшем сохранять секретность отдельной информации. Судебные акты должны находиться под защитой для того, чтобы жизнь жертв и свидетелей, которые доверились нам, в одночасье не оказалась под угрозой. Решение о том, где документам будет предоставлена такая защита, я предоставляю ООН. Но в Гааге они, несомненно, будут находиться в полной безопасности".
Как отмечает в интервью главный прокурор трибунала, данные, которые предоставляет Белград, недостаточны для полноценного сотрудничества. "Прогресс Сербии на пути к вступлению в ЕС всегда ставился в зависимость от сотрудничества с Гаагским трибуналом - этот рычаг работал. Теперь Сербия получила столь желанный статус кандидата на вступление. Однако путь к членству еще очень долгий. На этом пути остается еще много возможностей по оказанию необходимого политического давления", - замечает он.